Массовые беспорядки в таджикском Хороге и теракт в Урумчи (СУАР) заставили экспертное сообщество отвлечься от кризиса на Украине и обратить внимание на Центральноазиатский регион. К тому же, по мнению многих кыргызстанцев, с выводом коалиционных сил из Афганистана в июле 2014 года угроза обострения общественно-политической обстановки в приграничных странах возрастет.
Рассматривается версия, что последние произошедшие события - звенья одной цепи. А завершающий трагический акт будет сыгран на юге Кыргызстана, где до сих пор ощущается боль июньской трагедии 2010-го. В преддверии четвертой годовщины ошских событий власти, конечно, опасаются возможного рецидива. К тому же постоянные конфликты в приграничных зонах не способствуют стабильности.
Не меньшую тревогу вызывает и то, что молодые кыргызстанцы, получившие «боевое крещение» в Сирии, возвращаются на родину. И как они намерены применить полученные «знания», неизвестно. «У нас есть информация по Сирии: сколько наших граждан находится там, сколько погибло. Спецслужбы ведут работу в этом направлении», - сказал недавно на заседании фракции «Ар-Намыс» вице-премьер-министр Абдырахман Маматалиев. Но такой ответ вызывает еще больше вопросов, в том числе и главный: способны ли силовики КР обеспечить безопасность гражданам страны в случае каких-либо ЧП?
Кто следующий?
Некоторые аналитики, впрочем, пока не видят никакой угрозы и не считают, что последствия произошедших в СУАР и Таджикистане инцидентов как-то отразятся на КР.
Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов в интервью ИА «24.kg» отметил, что далек от выстраивания панических гипотез. «Беспорядки в таджикском Хороге вообще никак не связаны с Китаем, - считает он. - Скорее, они могут иметь отношение к наркотрафику из Афганистана. Но если и предполагать некую связь между обострением обстановки в регионе, то она может лежать в иной плоскости. Заключенные на днях широкомасштабные соглашения между руководством России и Китая в Шанхае, конечно, наносят серьезный удар по позиции стран Запада и США. В Вашингтоне уже несколько месяцев часть экспертов и политиков постоянно критикуют администрацию президента Обамы за то, что он совершил стратегическую ошибку в ситуации с конфликтом на Украине. А именно стал одновременно конфликтовать и с Россией, и с Китаем, чем способствовал сближению позиций этих двух государств. С точки зрения этих экспертов Обаме надо было сначала «додавить» Москву, привлекая Китай к этому курсу», - говорит он.
Аждар Куртов не уверен, что мрачный прогноз повторения событий 2010 года на юге Кыргызстана сбудется. «Конечно, такой вариант развития событий не исключен - хотя бы по той причине, что общая экономическая, социальная, этноконфессиональная и политическая нестабильность в КР не исчезла. Но для взрыва в конкретном месте и в конкретное время должны быть созданы надлежащие условия. В ближайшие месяцы я таких условий не вижу. Чтобы они сложились, нужна серьезная дестабилизация обстановки или в самой республике, или в близлежащих областях соседствующих стран. Беспорядки в Хороге лишь теоретически могут стать таковыми. Но на практике, я полагаю, власти Душанбе возьмут ситуацию под контроль, и поэтому расползания конфликта по региону не произойдет», - заключил эксперт.
С ним солидарен заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ и член Российской академии наук Андрей Грозин. По его словам, ни у Москвы, ни у Пекина, ни у Брюсселя, ни у Вашингтона нет долгосрочной стратегии выстраивания отношений с Бишкеком. На Кыргызстан «большие дяди» международной политики смотрят как на Сомали. «Кыргызстан используют как разменную карту при игре с более весомыми и влиятельными государствами - такими, как Казахстан с его нефтью или Узбекистан с его политикой. Кыргызстан же интереса не представляет. И именно из-за безответственных заявлений и действий некоторых ваших политиков», - отметил Андрей Грозин.
Он добавил, что генезис терактов или беспорядков кроется в безалаберности ответственных за безопасность чиновников. «Если мы говорим о событиях в Урумчи или Хороге, то в первом случае китайские спецслужбы не исключают внешний фактор. Но плана по разрушению Центральной Азии нет. Есть рефлекторная реакция на внешние раздражители со стороны США, которые нервирует политика России в регионе. Но внешнеполитические ориентиры у КР уже определены. Пример тому - утверждение Дорожной карты по вхождению КР в Таможенный союз», - подчеркнул Андрей Грозин.
Не будите спящую собаку
Еще один эксперт, Александр Князев, не так оптимистичен. По его мнению, очевидно, что существенную роль играет и будет играть потенциал, накопленный на северо-востоке Афганистана и в ряде провинций Пакистана. С осени 2010 года там шло наращивание военной мощи. Наряду с этим мобилизировались и боевые группировки, основная часть которых состоит из выходцев из стран бывшего СССР, в частности Центральной Азии. «Очень заметным был приток уйгуров из Синьцзяна, жителей киргизского юга. В контексте этих формирований чаще всего говорят об Исламском движении Узбекистана, но это не совсем точно. ИДУ в его классическом виде закончилось в 2002 году, когда после вытеснения с афганской территории в пакистанский Вазиристан в рядах ИДУ возник «мухалифат» - внутренняя оппозиция, приведшая затем к расколу организации, потом менялись лидеры, спонсоры. Сейчас у этих группировок, которые меняют организационную конфигурацию, названия, есть два основных внешних патрона - спецслужбы Турции и Саудовской Аравии. Урумчинские теракты имеют, скорее, «турецкий след», - высказал свое мнение политолог Александр Князев.
Он также считает, что события в Хороге имеют совершенно иную подоплеку. И одна из основных причин кроется в том, что Горно-Бадахшанская автономная область - беднейшая из регионов Таджикистана - обделена вниманием официальной власти. «Поэтому определенные основы для естественного социального протеста там есть давно, и они только усиливаются неадекватными действиями из Душанбе, сделавшего ставку исключительно на силовые методы управления этим непростым регионом. Создавшейся ситуацией последовательно пользуются извне, но в этом протесте известный суннитский радикализм не участвует никоим образом», - сказал Александр Князев.
Другой корень зла политолог видит в Фонде Ага-хана, под эгидой которого создана серьезная сеть неправительственных организаций. «Как и положено, все они на данном этапе никак не политизированы, заняты чем угодно - от образования до решения повседневных социальных проблем. Но суть сетевой активности в том и состоит, чтобы в нужный момент консолидировать эту ячеистую сеть под новыми лозунгами. Так было в Сербии, так было в Грузии, так было в Ливии, на Украине, в Кыргызстане в 2005 году. И в этом смысле структуры Ага-хана абсолютно идентичны тем, что создавались USAID или Фондом «Сорос», - добавил Александр Князев.
Он говорит, что в случае разрастания зоны нестабильности территория юга КР - да и всей республики (помимо прямого соседства) - может быть использована как транзитная, объединяющая две конфликтные зоны. Это при учете, что для «островка демократии» - и это отмечают все аналитики - характерен невысокий уровень стабильности, катастрофическая слабость силовых структур, а также возможность дополнения конфликтного потенциала за счет внутренних ресурсов. Тогда расширение зоны конфликта на территорию Кыргызстана более чем вероятно. А если считать основной базой террористических группировок афганскую территорию, через КР проходит как минимум два коридора: Хорог - Ош и афганский Дарваз - Каратегинская зона Таджикистана - Баткенский регион.
Нас мало, но мы в тельняшках
Горно-Бадахшанская автономная область РТ является основным транзитным коридором, через который проходит масса произведенных в Афганистане наркотиков. «Власти Таджикистана должны были в итоге применить адекватные меры. Если они смогут взять ситуацию под контроль, сократится в какой-то мере и поток наркотиков через Кыргызстан. Что касается Афганистана, то там военно-политическая обстановка неоднозначная. Большую обеспокоенность вызывают члены незаконных вооруженных формирований и террористических организаций, которые участвовали в Египте, Сирии. Часть их находится в провинции Вазиристан, где, по последней информации, служит немалое число наших соотечественников, но точных данных нет. По разным оценкам, там находятся от 60 до 400 граждан КР. Проблема в том, что мы до настоящего времени не обладаем точными данными, и это недостаток не только кыргызских силовиков, но и соседних стран. Там собрался террористический интернационал», - говорит экс-вице-премьер-министр КР по силовому блоку Токон Мамытов.
Он добавляет, что, в свою очередь, принятые властями Афганистана меры приводят к тому, что часть боевиков отступает, отряды разбиты и захвачены в плен. Это повлияло на тот факт, что многие оттуда убегают и возвращаются в родные пенаты.
«А это будет использовано определенными силами для дестабилизации и раскачивания ситуации в Ферганской долине. На днях состоится второй тур выборов в Афганистане, и, опять же, этот вопрос встанет. Результаты повлияют, и от них зависит, начнет ли накаляться далее ситуация в Центральноазиатском регионе, в частности у нас», - сказал Токон Мамытов.
В то же время он полагает, что прямого влияния теракты в Китае на Кыргызстан не окажут. Но посоветовал не сбрасывать со счетов тот факт, что это деятельность Исламской партии Восточного Туркестана, а ее адепты могут воспользоваться нашей территорией как транзитной зоной для подрывной деятельности. «Боевики могут уходить через Кыргызстан, как это было в феврале, когда в приграничном районе Иссык-Кульской области уничтожены граждане соседней страны», - напомнил Токон Мамытов.
Он подчеркнул, что преждевременно бить тревогу не следует. По его словам, когда он был вице-премьером, правоохранительные органы разработали план по упреждению вылазок террористов и экстремистов. И в этой работе, как заверил бывший чиновник, задействованы сотрудники ГКНБ, МВД, Пограничной службы и Минобороны. «В каком направлении они действуют, не могу сказать, но она ведется. Правоохранительные силы КР в состоянии дать отпор и не допустить эскалации ситуации и смогут удержать все под контролем», - оптимистично заключил Токон Мамытов.
Остается надеяться, что и аналитические расклады экспертов, и утверждения генерала оправдаются, и в ближайшее время хрупкий мир в ЦАР не будет нарушен. А предстоящие в следующем году парламентские выборы в Кыргызстане не послужат детонатором.
Правила комментирования
comments powered by Disqus