Недавний приграничный конфликт на кыргызско-таджикской границе стал уже третьим в этом году. Первый инцидент произошел в январе возле села Ак-Сай Баткенской области из-за спора между жителями двух республик, не поделившими земельный участок, на котором строится дорога в обход таджикского анклава Ворух. Тогда в ходе перестрелки между пограничными нарядами Кыргызстана и Таджикистана были ранены несколько военнослужащих с обеих сторон. Версии обстоятельств конфликта разнятся.
Следующий инцидент произошел 7 мая. Тогда сошлись жители села «Кок-Таш» и таджикского анклава «Ворух», которые забрасывали друг друга камнями. Для разгона толпы пограничникам пришлось стрелять в воздух. В ходе столкновений были сожжены магазин, автозаправка и несколько автомашин. Пострадало более 30 человек.
Последний конфликт произошел 10 июля в местности Тамдык Баткенского района Баткенской области, где произошла перестрелка между пограничными нарядами Кыргызстана и Таджикистана, спровоцированная неправомерными действиями граждан Таджикистана, попытавшихся проложить трубопровод с территории Кыргызстана (река Каравшин) в село Бедак таджикского анклава Ворух. В деталях версии сторон разнятся, но это ничего не меняет. Взаимные обвинения неконструктивны по определению, а поэтому нужны согласованные конкретные меры по предотвращению подобных инцидентов
Причины безрезультатности переговоров
Главный вопрос, который сейчас задают себе обе стороны конфликта: можно ли избежать подобных ситуаций? Всем ясно, что объективные причины лежат на поверхности – несогласованность границ. Но переговоры по этому вопросу проходят трудно. На настоящий момент, по официальным данным, из 976 километров кыргызско-таджикской границы произведена полная делимитация и демаркация всего лишь 504 километров. Процесс тормозится из-за того, что в вопросе определения границ Кыргызстан опирается на карту 1989 года, а Таджикистан ориентируется на карту 1924 года. Такой разный подход привел к тому, что фактически с 2006 года по настоящее время переговоры не дают реальных результатов. Стороны даже не определились с критериями в определении статуса спорных участков.
Причина такого положения в непримиримой позиции обеих сторон, защищающих, якобы, интересы своих стран (ни пяди земли не отдадим), что не позволяет найти взаимоприемлемый компромисс. Только вот в этом ура-патриотическом угаре разрушаются складывавшиеся на протяжении веков отношения дружбы и добрососедства двух народов, а они гораздо важнее искаженных представлений о национальных интересах и амбиций отдельных чиновников.
Ясно, что причины нынешней конфликтной ситуации возникли в советском прошлом, но легковесно сваливать на тот период, как это делают многие политики постсоветского пространства, не корректно. Тогда мы жили в одной стране, не делились на нации и народности, а границы существовали формально лишь на бумаге, поэтому их чрезвычайная извилистость и наличие анклавов не влияло на взаимоотношения братских республик.
Лишь после развала СССР начались выяснения отношений, проводились двухсторонние переговоры по этому вопросу, создавались комиссии по делимитации и демаркации государственных границ, но за эти два десятилетия проблемы так и не были разрешены. Спорные участки границы продолжают сталкивать людей, из-за чего происходят стычки.
Как считают некоторые аналитики, неэффективность переговорного процесса объясняется еще и тем, что в переговорах довольно часто участвуют с обеих сторон неподготовленные для такого сложного процесса люди, что сказывается на результатах, тогда как подключать необходимо только профессиональных дипломатов, настоящих переговорщиков. Так, к примеру, по информации таджикских СМИ, препятствием для ряда таджикских чиновников становится незнание в достаточном объеме русского языка, из-за чего они не всегда могут аргументированно отстаивать собственную точку зрения, часто проигрывая споры за столом переговоров.
Эксперты международных организаций также считают, что одной из причин отсутствия реальных сдвигов в переговорном процессе является недостаточная квалификация переговорщиков. Причем нехватка знаний нисколько не сказывается на желании обучаться, о чем свидетельствует тот факт, что чиновники районных и областных уровней не горят желанием сидеть на тренингах по основам конфликтологии. А для того чтобы решать такие сложные проблемы, нужны специальные знания, гибкость в подходах, умение находить точки сближения позиций, умение анализировать потребности другой стороны и добиваться компромисса.
Де-эскалация напряженности
Но не все проблемы решаются на переговорах, некоторые действия для де-эскалации напряженности на границах необходимо предпринимать обеим сторонам конфликта на местах, чтобы исключить любые инциденты в будущем. В первую очередь, обеим республикам следует навести порядок на приграничных территориях, усилив работу силовых структур, и параллельно разъяснять населению, что любые провокации и неправомерные действия, которые могут привести к эскалации напряженности, будут жестко пресекаться и наказываться.
Всем ясно, что провоцируют все эти инциденты обычные люди из числа местных жителей, которые руководствуются только собственными интересами, ставя их выше общегосударственных. При этом сказывается свойственная сельскому населению сплоченность родственников, односельчан, которая доминирует над общегражданским патриотизмом, что приводит в отдельных случаях к анархическим проявлениям в виде неподчинения государственным органам. И с местным населением просто необходимо вести разъяснительную работу, повышая их правовую культуру, для чего можно использовать и неправительственные организации.
Одновременно до всего состава пограничных застав следует довести, что полномочия принимать решения в экстраординарных ситуациях на границе принадлежат исключительно старшим офицерам и командирам подразделений, которые будут отвечать за отданные приказы. В этом случае уже нельзя будет сваливать вину на местных жителей или рядовых пограничников. Только такими мерами можно будет предотвратить конфликты местных жителей, в которые затем ввязываются и пограничные наряды.
Не стоит забывать и о возможном присутствии третьей силы, целенаправленно занимающейся дестабилизацией ситуации в приграничных районах, что вполне вероятно после череды конфликтов в странах Ближнего Востока и последних событий на Украине, о чем говорят многие политологи. По их мнению, перенаселенная Ферганская долина с ее этническим многообразием служит удобным полигоном для осуществления подобных планов, в чем могут быть заинтересованы экстремистские организации, а столкновение в регионе геополитических интересов влиятельных игроков мировой политики может стать катализатором подобных действий.
Ускорить переговорный процесс
Именно в контексте подобных сценариев Кыргызстану и Таджикистану стоит ускорить переговорный процесс по делимитации и демаркации границы на основе взаимоприемлемых компромиссов и взаимных уступок.
В противном случае придется использовать другой путь решения проблем. Опыт других стран говорит о том, что в случаях, когда переговоры затягиваются из-за непримиримых позиций, стороны чаще всего привлекают в качестве независимого арбитра третью сторону, а также международных экспертов, которые проводят экспертизы и консультации. Кроме этого проводятся дополнительные обсуждения с непосредственным участием специалистов и представителей гражданского общества с целью привлечения дополнительных идей или альтернативных подходов.
Все эти шаги можно сделать и в нашем случае для форсирования переговоров, в качестве арбитров можно пригласить Россию и Казахстан, так как именно эти страны заинтересованы в улаживании конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном. Некоторые политологи предлагают подключить к данному процессу, пока еще не поздно, такие наднациональные международные организации как ООН, чтобы не дать конфликту разрастись.
На настоящий момент обе стороны предпринимают все возможные меры для урегулирования ситуации. Вопрос уже рассматривался на уровне вице-премьер-министров двух стран, работают рабочие группы. Проблема обсуждалась и в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита министра иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Аслова в Кыргызстан на встречах с президентом КР Алмазбеком Атамбаевым, премьер-министром Джоомартом Оторбаевым и руководителем МИДа КР Эрланом Абдылдаевым. Стороны сошлись во мнении, что решение спорных территориальных вопросов не должно отрицательно сказаться на традиционных узах дружбы между двумя государствами.
Первый шаг в направлении урегулирования ситуации уже сделан - главы внешнеполитических ведомств Кыргызстана и Таджикистана договорились о неприменении силы на границе и восстановлении доверительных отношений. Проблемы дорог, анклавов и спорных территорий вполне решаемы при наличии доброй воли жить в мире и согласии, а этого стремления у наших братских народов не отнимешь.
Правила комментирования
comments powered by Disqus