Часть II
История жизни
Мне удалось найти старожилу поселка, Андрея Андреевича Тархова, этот человек всю жизнь прожил в Каджи-Сае, 40 лет проработал на угольной шахте. Естественно, что мой первый вопрос касался радиации.
Андрей Андреевич Тархов
«Знаете, — начал свой рассказ Андрей Андреевич, долгое время при нашем «почтовом ящике» работал мужчина по фамилии Варышкин (это был не первый «почтовый ящик», где он работал) и он рассказывал, что после испытания американцами ядерной бомбы Сталиным был дано указание немедленно сделать свой аналог и по всей стране начали искать уран. Здесь уран нашли в 1947 году, однако его было так мало, что за более чем 10 лет разработки его не хватило даже для создания одной бомбы. А что касается радиации, то Варышкин всегда в шутку говорил, что «местную радиацию можно с хлебом есть», настолько здесь низкий фон… Кстати, где-то в 2000-х сюда приезжали американцы и ходили по улицам замеряли фон, я тогда специально к ним подошел, высыпал золу с печи и попросил тоже измерить фон. Ничего опасного их приборы не показали».
Согласно Википедии, создании советской ядерной бомбы — это фундаментальные исследования, разработка технологий и их практическая реализация в СССР, направленные на создание оружия массового поражения с использованием ядерной энергии. Мероприятия в немалой степени были стимулированы деятельностью в этом направлении научных учреждений и военной промышленности стран Запада, в том числе нацистской Германии, а в дальнейшем — США.
6 декабря 1941 г. в США принято решение о выделении средств и ресурсов на создание ядерного оружия. 16 июля 1945 г. в пустыне под Аламогордо (штат Нью-Мексико) испытано первое ядерное взрывное устройство «Gadget» (одноступенчатое, на основе плутония). 29 августа 1949 г. СССР провел испытания своей атомной бомбы РДС-1, таким образом разрушив ядерную монополию США.
В заброшенной лаборатории когда-то завода по переработке урана
«1960-м году «почтовый ящик» закрыли и из Каджи-Сая сделали поселок городского типа. Оборудование по переработке урана было демонтировано и тут же, прямо во дворе завода бульдозерами закопано в землю. Завод перепрофилировали в электротехнический и на нем стали изготовлять трансформаторы, вентиля и прочую продукцию», — продолжил свой рассказа Андрей Андреевич.
«В 1958 году я, тогда 16-летний парень, устроился работать на угольную шахту. Мы добывали много угля, шахты, где уголь был радиоактивным, сразу консервировали. Остальной разрабатывали. Наш уголь, огромными пластами в несколько метров высотой назывался «энергетика» и уходил на заводы. Каджи-Сай процветал, тогда количество жителей достигло пика в 11 тысяч человек. У людей была хорошая работа, высокая зарплата. При Горбачеве все изменилось. По всей стране начало разваливаться производство, заглох и наш завод. Уехала вся молодежь. Но как-бы то ни было, я не считаю, что Каджи-Сай – это исчезающее селение. Здесь хорошо. Да, проблемы с работой, но это все решаемо. Наше село еще можно поднять на ноги… Почему я не уехал вместе со всеми? Я много ездил по миру, дети меня звали в Россию, но отсюда я никуда не уеду. Я привык к климату. Здесь рай. Если я отсюда уеду, то умру, ведь лучшего места на земле для меня нет», — считает Андрей Андреевич.
Так выглядит центр Каджи-Сая
Пенсия Андрея Андреевича, который, напомню, 40 лет проработал на шахте, всего лишь $155. Льгот его лишили еще при президенте Бакиеве. Естественно, что этих денег ему не хватает, а живет он с супругой. Дополнительно они зарабатывают продажей фруктов с собственного сада, которых плодородная земля Каджи-Сая дает в огромном количестве.
Автор: Екатерина Иващенко
Каджи-Сай как ответ американцам за создание ядерной бомбы. Часть 1
Каджи-Сай как ответ американцам за создание ядерной бомбы. Часть 3
Правила комментирования
comments powered by Disqus