На днях в парламенте республики в профильных комитетах началось рассмотрение многострадального законопроекта об иностранных агентах, который был инициирован ещё в сентябре прошлого года, но до сих пор никак не пройдёт все ступени предварительного обсуждения, чтобы быть вынесенным на рассмотрение парламента страны. Согласно законопроекту, некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на территории Кыргызстана, может получить статус иностранного агента и попасть в Реестр, если получает денежные и материальные средства от иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и к тому же участвует в политической жизни страны. В этом случае она попадает под более жёсткий контроль государственных органов.
Необходимость подобных мер авторы законопроекта объясняют тем, что значительная часть НПО, вопреки своим учредительным документам, вмешивается в политическую жизнь государства, участвуя (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в республике, и формируя общественное мнение в нужном для себя и своих финансовых доноров направлении.
Основные положения законопроекта депутаты взяли из аналогичного российского закона об иностранных агентах. Основанием для ужесточения контроля за неправительственными организациями в РФ стали преданные гласности сведения об их деятельности. По мнению экспертов, в недрах НПО сформировалось мощное прозападное лобби, сумевшее расставить своих людей во властных структурах всех уровней, на руководящие должности в научно-экспертных организациях, вузах и прессе. Именно оно пытается влиять на принятие решений, задающих направление развития политики и экономики государства, и при этом стимулирует всяческое саботирование деятельности, противоречащей западным интересам и ценностям.
Ну а ситуация в Кыргызстане во многом схожа с российской, но по количеству НПО на душу населения республика давно обогнала не только Россию, но и другие страны СНГ. Несмотря на то, что все подобные инициативы подвергаются критике со стороны представителей иностранных государств и международных организаций, что вполне объяснимо, вопрос остаётся чрезвычайно актуальным, особенно в свете событий на Ближнем Востоке и Украине, где с помощью неправительственных организаций протестный потенциал населения используется внешними силами для свержения неугодных режимов.
К слову, Россия в данном вопросе идёт по стопам американцев, так как в США первый подобный закон был принят ещё в 1938 году, и назывался он «Акт о регистрации иностранных агентов». Согласно этому закону иностранные организации, представляющие иностранные государства, а также зарубежные физические и юридические лица должны раскрывать род своей деятельности и источники финансирования.
Необходимость подобного законопроекта подтверждается и фактами. Так, на прошлой неделе на заседании Жогорку Кенеша депутат от фракции СДПК Ирина Карамушкина выразила обеспокоенность тем, что международная НПО, которая проводила тренинги для молодежи Украины, в настоящее время проводит их в Кыргызстане. «В прошлом году они проводили свои семинары в Украине, и посмотрите, что со страной происходит сегодня. Нужно проверять всех, кто приезжает из-за рубежа и проводит такие мероприятия. Если они направлены на развитие страны, то им нечего скрывать. Наши органы, отвечающие за безопасность страны, должны знать, что за семинары международные организации проводят для наших молодых людей», - заявила она.
Здесь стоит пояснить, что речь на заседании шла об организации «Техкемп». Судя по опубликованным данным, её деятельность направлена на подготовку специалистов по информационным войнам и дискредитации государственных институтов в современных медиа-ресурсах. Именно эта организация провела на прошлой неделе в столичном отеле «Жаннат» конференцию, на которую съехались представители НПО из 5 стран постсоветского пространства. Если учесть специализацию этой структуры, можно представить, чему их там обучали.
Интересно то, что ещё в ноябре прошлого года депутат Верховной Рады Украины Олег Царёв пытался обратить внимание силовых органов на деятельность этой организации, направив официальный запрос, в котором говорилось, что на территории страны осуществляется проект "Техкемп", в рамках которого ведется подготовка к разжиганию гражданской войны в Украине. Тогда эти слова казались многим сильным преувеличением, хотя в реальности всё происходящее сейчас намного страшнее представлений о ней из мирного ещё прошлого.
В обращении приводятся свидетельства участников таких мероприятий, которые утверждают, что на них инструкторы рассказывают об использовании социальных сетей и интернет-технологий для целенаправленного влияния на общественное мнение, активизации протестного потенциала с целью организации силовых акций и радикализации борьбы за власть. В качестве иллюстрации приводились примеры использования социальных сетей для организации и управления уличными беспорядками в Египте, Тунисе и Ливии.
К чему приводит подобное обучение мы видим по последним событиям на Украине – насильственное свержение власти, хаос и беспредел ультра-националистов, гражданская война, в которой гибнут тысячи мирных граждан. Вывод напрашивается сам собой: в таком важном вопросе лучше переоценить степень опасности, чем недооценить.
Об актуальности вопроса свидетельствует и прошедший на прошлой неделе круглый стол на тему «Возможен ли украинский сценарий в Кыргызстане?», в котором принимали участие чиновники, эксперты и журналисты. Взгляды участников дебатов разделились. По мнению одних, против повторения украинского майдана свидетельствует сам украинский майдан и наш собственный опыт, к тому же, в республике нет радикально настроенных националистических организаций и не так сильно противостояние между севером и югом, как на Украине между западом и востоком. По мнению других, украинский сценарий вполне реализуем и у нас, так как события на Украине, в Гонконге, Сирии - это сетевые проекты, и застрахованы от них только те страны, которые сами их генерируют через управляемый гражданский сектор.
Конечно, никто не спорит, что НПО нужны стране, наличие неправительственных организаций является признаком развития гражданского общества. Никто не говорит, что все НПО, финансируемые из-за рубежа, являются агентами влияния, многие из них берут на себя решение сложных задач, в том числе и социальных, которыми по тем или иным причинам не занимается государство. Но это не означает, что деятельность всех некоммерческих организаций должна быть бесконтрольной, учитывая тот факт, что деньги инвесторы считать умеют и бросать на ветер не любят. По данным экспертов, 70% денежных средств, поступающих на счета некоммерческих организаций Кыргызстана, выделяются из бюджетов иностранных государств, 20% направляют транснациональные компании, 10-15% приходится на долю частных лиц.
По мнению политологов, контроль необходим, но чтобы не «перегнуть палку», надо как-то классифицировать НПО, чтобы было ясно, кто чем занимается. Для тех, кто не вмешивается в политику, а занят исключительно решением насущных проблем населения республики, можно «включить зелёный свет», пусть продолжают свою деятельность без всяких опасений. А вот в отношении тех, кто пытается влиять на политические процессы и активизирует протестный потенциал населения, порождая смуту, стоит принимать адекватные угрозе меры, давая правовую оценку их действиям, а в случае необходимости можно указать на недопустимость вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Опасения гражданского сектора по поводу возможных злоупотреблений госорганов в отношении НПО можно устранить более чёткими формулировками, которые могут предложить независимые эксперты и сами гражданские активисты.
Согласно общеизвестной теории «Soft power» (мягкая сила) именно через неправительственные организации продвигаются интересы крупных держав в той или иной стране, причём эта концепция рассматривается как более эффективная и дешевая для распространения своей политики во всех регионах мира. А это означает, что контроль за некоммерческими организациями необходим для того, чтобы противостоять использованию «мягкой силы» внешними геополитическими игроками в своих интересах. Просто нужно прийти к взаимоприемлемому варианту поправок в законодательство КР, которые устроят конструктивную часть гражданского общества и при этом поставят заслон тем НПО, которые проводят политику иностранных государств во вред интересам своей страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus