Министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Аслов рассказал в интервью DW о курсе многовекторной политики, проводимом Душанбе, и об особенностях отношений со странами-соседями.
Министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Аслов на этой неделе совершил визит в Люксембург и Бельгию. Здесь 20-22 октября глава таджикского внешнеполитического ведомства провел переговоры с представителями Евросоюза. По возвращении в Душанбе он дал эксклюзивное интервью DW, в котором рассказал об итогах европейского турне и поделился своим взглядом на перспективы отношений Таджикистана с соседями по Центральной Азии.
DW: Господин министр, вы только что вернулись из Европы, где проходили переговоры в формате ЕС - Таджикистан. Расскажите об итогах этой встречи.
Сироджиддин Аслов: Состоялись очень интересные и плодотворные переговоры на площадке Совета по сотрудничеству между Таджикистаном и Евросоюзом. Стороны выслушали друг друга, поделились своими взглядами на перспективы взаимодействия. Принято решение о запуске многолетней индикативной программы в рамках новой Стратегии ЕС для Центральной Азии на ближайшие семь лет. ЕС вложит 251 миллион евро в инициативы, которые предполагают развитие Таджикистана.
В отношениях Душанбе и Брюсселя заметны положительные сдвиги. Стремление войти в мировую систему хозяйственных отношений подталкивает Таджикистан к интенсификации связей с индустриально развитыми европейскими государствами. Душанбе есть, что предложить Евросоюзу.
Мы обладаем огромным гидроэнергетическим потенциалом для производства экологически чистой и дешевой электроэнергии. Мы можем совместно реализовывать проекты в сферах легкой промышленности, транспорта, производства и экспорта сельхозпродукции, в горнодобывающей отрасли, а также в строительстве межгосударственных линий электропередач. Кстати, хочу обратить внимание на решение Совета директоров Европейского инвестиционного банка о предоставлении Таджикистану долгосрочного кредита в размере 70 миллионов евро для реализации проекта CASA-1000. Этот шаг откроет новые перспективы для успешного развития сотрудничества между ЕС и странами нашего региона в вопросах устойчивого энергосбережения.
До конца 2014 года международные силы содействия безопасности покинут Афганистан
- Находясь в Брюсселе, вы в Институте им. Гёте приняли участие в мероприятии, где обсуждались вопросы безопасности в Центральной Азии на фоне вывода международных сил содействия безопасности из Афганистана. Представляет ли уход международного контингента, в частности военнослужащих бундесвера, из Афганистана угрозу для безопасности Таджикистана?
- Таджикистан надеется, что вывод международного контингента из Афганистана после 2014 года не будет иметь негативных последствий ни для безопасности самого Афганистана, ни его соседей. Международными силами, в том числе бундесвером, было много сделано в последние годы. В частности, оказано практическое содействие в укреплении национальной армии Афганистана. Удалось нарастить потенциал вооруженных сил и улучшить возможности афганских правоохранительных структур для того, чтобы они могли обеспечивать безопасность не только страны, но и бороться с вызовами, угрожающими региональной и международной стабильности.
Но одних лишь силовых методов решения проблем Афганистана недостаточно. Это подтвердили и многолетние усилия мирового сообщества по восстановлению мира в этой стране. Поэтому в нынешних условиях нужно сделать акцент на экономические и социальные аспекты восстановления безопасности на афганской земле. Таджикистан считает целесообразным активное подключение международных и региональных организаций, а также соседних стран к вопросам социально-экономической реабилитации Афганистана.
- С какими мирными инициативами для Афганистана готов выступить Таджикистан?
- После ухода сил ISAF из Афганистана необходимо продолжить целенаправленную помощь правительству и народу этой многострадальной страны в осуществлении программ и планов по социально-экономическому восстановлению. Важно подключить Афганистан к региональным интеграционным процессам. Таджикистан со своей стороны всегда готов к сотрудничеству и оказанию помощи в целях полноценного восстановления спокойствия и мира в Афганистане.
Мы придаем особое значение созданию разветвленной транспортно-энергетической инфраструктуры Афганистана, которая могла бы объединить регионы вокруг этой страны через сети железных и автомобильных дорог, нефтегазопроводов, а также линий электропередачи. В целом, Афганистан имеет огромный потенциал для развития и может стать одним из основных торгово-экономических партнеров не только для Таджикистана, но и других стран региона. Мы поддерживаем новое руководство Афганистана и готовы на дальнейшее всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество с этим государством.
- Год назад страны ОДКБ громко пообещали оказать Таджикистану сначала оперативную военно-техническую помощь для укрепления таджикско-афганской границы, а затем разработать долгосрочную программу укрепления потенциала таджикских пограничных войск. Получил ли Душанбе от партнеров обещанную поддержку?
- Действительно, осенью 2013 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято решение об оказании помощи Таджикистану в укреплении таджикско-афганской границы и уже сегодня ведется практическая работа в этом направлении. Так, Беларусь уже предоставила помощь в улучшении материально-технической базы наших погранвойск, с другими партнерами продолжаются переговоры. Что касается России, то по этим вопросам мы сотрудничаем в рамках двусторонней военно-технической программы.
Хотел бы подчеркнуть, что безопасность на таджикско-афганской границе в интересах не только Таджикистана, но и других стран СНГ. Поэтому мы считаем важным разработать и запустить программу укрепления охраны таджикско-афганской границы, ориентированную на долгосрочную перспективу. Надеемся, что инициатива нашей страны будет поддержана не только государствами-членами ОДКБ, но и СНГ, а также ШОС.
Отношения с Узбекистаном: наметился переход к диалогу?
- Господин министр, давайте обсудим взаимоотношения Таджикистана с северными соседями. Только ленивый в последние годы не говорил о непростом характере отношений Ташкента и Душанбе. И вот недавно после длительного четырехлетнего перерыва состоялись таджикско-узбекские переговоры в верхах. Некоторые наблюдатели этот факт расценили почти как переход двух соседних государств от конфронтации к диалогу. Какие проекты Таджикистан готов предложить Узбекистану для налаживания диалога?
- Хочу особо подчеркнуть, что Таджикистан искренне заинтересован в осуществлении равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном. Но надо прямо сказать, что сегодня в отношениях двух стран продолжает превалировать ряд проблемных вопросов. Они негативно влияют на общее состояние взаимоотношений и отчасти наносят ущерб не только развитию стран, но и простым людям. В этой связи, мы, со своей стороны и далее будем прилагать необходимые усилия, чтобы придать устойчивую динамику таджикско-узбекским отношениям.
Душанбе считает важным укрепить культурно-гуманитарные связи между нашими народами и облегчить взаимные поездки граждан двух стран. Нужно развивать взаимоотношения в торгово-экономической, энергетической, транспортно-коммуникационной и научно-образовательной сферах. Эти контакты в интересах наших стран и народов.
Безусловно, чтобы развязать существующий клубок проблем в отношениях Душанбе и Ташкента, требуется время. Таджикистан со своей стороны готов к конструктивному диалогу с Узбекистаном. Мы готовы сделать все, от нас зависящее, для улучшения наших двусторонних отношений по всем направлениям сотрудничества. Надеемся поставить их на традиционный путь развития, который исторически всегда отличался доброжелательностью и взаимной поддержкой. Состоявшиеся в сентябре этого года переговоры президентов - хороший, добрый сигнал к развитию сотрудничества двух стран на всех уровнях.
Таджикистан и Киргизия: пограничный вопрос остается открытым
- Нынешний год проходит на фоне конфликтов на таджикско-киргизской границе. Уже были вооруженные инциденты, есть даже погибшие. Какую формулу решения приграничных споров на границе с Киргизией предлагает Таджикистан?
- Корень проблемы заключается в том, что между двумя странами не урегулированы до конца пограничные вопросы. В настоящее время делимитировано лишь 506 километров линии таджикско-кыргызской государственной границы, что составляет 51 процент от ее общей протяженности. Сейчас активизировался процесс переговоров. Работает межправительственная комиссия, которая поочередно проводит совместные заседания под руководством вице-премьеров двух стран.
Считаю, что для укрепления добрососедских отношений огромная роль принадлежит и местным властям. Они должны сделать все для того, чтобы в приграничных районах не было конфронтации. В целом, все имеющиеся вопросы решаемы, нужна только политическая воля и искреннее стремление к конструктивному диалогу.
Экономические связи с Китаем
- Самой большой сосед Таджикистана - Китай. Шесть миллиардов долларов китайских инвестиций получит Таджикистан до 2020 года. А еще в Душанбе пойдут новые кредиты из КНР. Сможет ли Таджикистан удержать курс многовекторности своей внешней политики на фоне такого усиления позиций КНР в стране?
- Мы удовлетворены высоким уровнем развития взаимоотношений с КНР. Взаимодействие Душанбе и Пекина имеет характер стратегического партнерства. Но хочется заверить других партнеров Таджикистана, что наши динамично развивающиеся отношения с Китаем никак не препятствуют контактам с другими государствами. Таджикистан параллельно развивает взаимовыгодные отношения со своими традиционными партнерами по СНГ, а также странами Европы, Америки, Азии и Африки. В своей внешней политике Таджикистан придерживается принципа "открытых дверей". Это объективная реальность. Мы выступаем за широкое и конструктивное сотрудничество со всеми странами мира, включая и Германию.
Что касается китайских инвестиций в экономику Таджикистана, то действительно они растут из года в год. Но благоприятствующий инвестиционный климат нашей страны позволяет успешно работать со всеми заинтересованными партнерами для реализации взаимовыгодных экономических проектов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus