Международный терроризм в эпоху глобализации является одной из серьезнейших угроз для мировой общественности. Не встречающее должного отпора Исламское государство (ИГ) продолжает активно терроризировать Ближний Восток, угрожая как самому региону, так и ближайшим соседям, в частности, Центральной Азии. Появляющиеся сообщения о попытках усиления процесса радикализации ислама в государствах региона, равно как и одобрительные заявления таких террористических организаций как Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и Талибан в отношении ИГ не оставляют сомнений в том, что в скором времени стабильность центрально-азиатского пространства будет подвержена жесткой проверке.
В этой связи экспертное и аналитическое сообщество активно прорабатывает возможные сценарии развития событий в ЦА, в частности, вопрос о том, кто из крупных мировых игроков будет курировать общие усилия по сдерживанию этой угрозы. Однако, несмотря на очевидные свидетельства увеличения активности моджахедов, некоторые публичные аналитики видят в происходящем попытки Москвы вернуться в регион в качестве «меркантильного защитника», обвиняя в неискренности намерений.
К примеру, таджикский блогер Рахмонали Мирзоев в начале ноября обвинил Россию в желании вернуть своих пограничников на таджикско-афганскую границу: «Москва не прекращает навязчивых попыток вернуться на таджикско-афганскую границу». Сомнительным представляется безосновательное желание отправлять российских военнослужащих на охрану не своих границ, в особенности, учитывая таджикские сообщения об активизации афганских боевиков на северных территориях. Но нет сомнений в том, что при необходимости Кремль окажет содействие Душанбе в защите территорий, тем более что для этого в Таджикистане уже есть 201 военная база.
Александр Степанов, один из авторов газеты «Наше Время», в своей статье «Летят шурави» подробно сравнил нынешнее состояние таджикской армии и российской базы, чем показал, насколько важным является присутствие РФ для стабильности РТ. «… Таджикистан практически не имеет боеспособной армии и средств на её создание» - заявил А. Степанов. Более того, автор привел численные показатели обороноспособности центрально-азиатского государства: «…На вооружении военных – около 80 единиц бронетехники, 12 реактивных систем залпового огня, 27 орудий и миномётов, около 600 различных зенитных ракетных комплексов и 21 вертолёт. Численность личного состава всех силовых структур – менее 20 тыс. человек» - резюмировал Степанов. В то же время, как сообщает автор, 201 военная база имеет явное преимущество в техническом оснащении: «…На вооружении 201-й базы техники больше, чем во всей таджикской армии: около 100 танков, около 300 бронемашин разных типов, артиллерийские системы и зенитно-ракетные комплексы».
Все же, такие показатели не воспринимаются экспертами, которые не видят угроз в террористических организациях. Эдвард Лемон, независимый журналист EurasiaNet.org в своей статье «Russia sees IS as Reason to Boost Control in Central Asia» («Россия считает Исламское государство основанием для усиления своего присутствия в Центральной Азии») откровенно высмеивает антитеррористические опасения, как российских официальных лиц, так и центрально-азиатских. Более того, Лемон обвиняет российскую сторону в том, что некоторые трудовые мигранты, из-за низкого уровня жизни в России, были завербованы в ряды боевиков ИГ.
«…нет ничего удивительного в том, что тяжелые условия, в которых им (трудовым мигрантам – прим. авт.) приходится жить в России, могут способствовать радикализации некоторых из них» - заявляет западный эксперт. Объективно, с этим трудно спорить. Однако, подача материала явно направлена на создание идеологемы отрицательного отношения России к трудовым мигрантам. Автор не учитывает то, что мигранты сами принимают решение отправиться на заработки, причем многие из них прибегают к нелегальным способам оказаться на территории РФ. Все эти проблемы давно известны, а механизм работы над ними уже запущен. Москва осознает острую необходимость в трудовых ресурсах, поэтому разработка качественной нормативной базы контроля за правами и свободами трудовых мигрантов позволит улучшить для них социальные условия. Более того, поспособствует этому и создание Евразийского экономического союза, как объединяющей трудовые рынки организации.
Транслируемый СМИ оправданный алармизм высокопоставленных чиновников и экспертного сообщества евразийского пространства призван не столько напугать, сколько подготовить общественность к принятию верных решений. Политика того же Таджикистана по сотрудничеству с российской стороной в оборонной сфере показывает желание нейтрализовать возникающие угрозы, или хотя бы быть в состоянии им противостоять. И речь идет не только о многострадальном Афганистане, но обо всей радикальной террористической сети организаций, имеющей возможности серьезно повлиять на мир и покой не только государств Центральной Азии, но и всего мира.
Правила комментирования
comments powered by Disqus