Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов специально для Today.kz.
В отношении новости об экспортированном из Казахстана в Россию одном автомобиле и о крупном импорте российских автомобилей в Казахстан. Ну, во-первых, я не сильно уверен в этих данных. Когда делал исследование по Таможенному союзу, еще год назад, там была статистика такая, что рост экспорта казахстанских средств наземного транспорта и средств малого летательного транспорта неуклонно рос.
При том, что у нас вообще автомобильной индустрии в Казахстане и не было. Ее всячески пытались сделать в течение 10 лет. «Азия Авто», как я помню, пять лет назад, лежало на боку. Предприятие было в предбанкротном состоянии, а сегодня — пожалуйста, они производят машины для нашего рынка. Может быть, не в Россию. С другой стороны, я уже приводил в одной из статей данные, мнение члена Евразийской комиссии, о том, что Казахстан экспортировал в Россию тысячу двести, по-моему, грузовиков. Причем грузовики крупнотоннажные, большие, и это экспорт из Казахстана в Россию. И нужно понимать, что белорусы, очень могучие производители тяжелой техники, да и в России есть свое производство грузовиков. И раз Казахстан туда экспортирует, значит, он каким-то образом там конкурирует.
А вообще в целом я хотел бы несколько расширить идею Евразийского союза и посмотреть на это немного шире. Меня очень волнует тот факт, что в информационном пространстве, в новостях, Казахстан бедный и несчастный. Я не помню, чтобы в принципе те же российские, белорусские, западные политики часто приводили Казахстан в качестве примера. Казахстан во многом лидер. Признаются успехи Казахстана в той же политической стабильности. Можно дискутировать, но она есть, можно обсуждать качество ее, но политическая стабильность есть на всем пространстве. У нас нет территориальных споров с соседями, которые есть практически у всех в СНГ. У нас делимитированые границы, что есть не у всех стран СНГ. У нас достаточно стабильный политический режим, чего опять нет во многих странах. Как я уже говорил, сто комплиментов в отношении Казахстана это – «Мы то знаем!». А одно какое-нибудь заявление Жириновского и там Лимонова — так это все кошмар, это ажиотаж и первые полосы. Я уже писал статью о том, что астанинские рестораторы увезли Кубок Кремля с международного конкурса русской кухни. Это же забавно, да, когда Кубок Кремля по русской кухне уехал в Астану! Это замечательно, когда у нас есть прекрасные шахматисты, которые выигрывают везде. У нас есть прекрасные писатели, которые издаются и в России, и даже за рубежом. У нас есть прекрасные музыканты международного уровня. Почему о них не пишут? У нас есть те же самые производители различных товаров. И при этом все обсуждают, какой несчастный Казахстан, который экспортировал одну легковую машину. Ну почему никто не обсуждает, какие мы молодцы, что экспортировали 1200 грузовиков? Те, кто производит эти грузовики, победили и белорусских, и российских производителей, экспортируя грузовики в Россию. Это же прекрасно! Я знаю сам несколько компаний казахстанских, которые экспортировали и в Россию, и на Украину, и в Белоруссию. Почему им не предоставляется, ну, скажем так, хэдлайн, почему они не хэдлайнеры? Почему им не дают площадок? Есть, причем во многих отраслях, такие производители. Я занимался производством масел холодного отжима. Эти масла продаются в России, на Украине. Я знаю, что эти масла победили в конкурентной борьбе немецкие масла. Но, видите, из-за вот такого мазохистического отношения, когда информационное пространство быстро заполняется какими-нибудь праведным гневом, что нас где-то в очередной раз обидели, то и создается некое внутреннее ощущение ущербности какой-то. Если совсем уже грубо, знаете, что мешает афроамериканцам? Они делятся на две категории – одни чего-то достигают и добиваются, а другие предпочитают говорить: «Вы нам по жизни все должны». Если мы переломим эту ситуацию, то у нас будет успех.
Я разговаривал с моим другом-одноклассником, который давно живет в России, он занимается бизнесом, владелец завода, и он мне сказал поразительную вещь. Российские бизнесмены больше боялись Таможенного союза, чем казахстанские. Если этому придавать значение, если в информационном пространстве помогать нашим бизнесменам в продвижении, в том числе и гордиться успехами, не муссировать недостатки, не рассказывать о том, как нам плохо и как мы проигрываем, а показывать острие, где мы выигрываем, показывать, что можно выигрывать, показывать, что можно развиваться. И тогда, во-первых, в прорывных направлениях будет концентрироваться и бизнес. Потому что он видит, что там уже прорыв произошел. Там трещинка появилась и все, и все туда пошли и всем стало счастье. Нужно показывать, где появилась трещинка, где казахстанский бизнес пробился, в чем он пробился, в чем он конкурирует, в каком сегменте он конкурирует, в каком сегменте он оказался и доказал, что он лучший. Очень важно, что если в каком-то сегменте казахстанский продукт попал на российский рынок, и он там успешен, в этом сегменте формируется мнение, что казахстанский продукт – это что-то. Первому всегда сложно доказать, что он может сделать что-то качественно. Но когда кто-то один сделал, то второму, третьему, четвертому уже легче. Он приходит и говорит: «Я из Казахстана, вы это же знаете? А вот у меня еще лучше». Ну или: «У меня так же». Возвращаясь к исходному, вполне допускаю, что может быть где-то, по статистике, мы действительно экспортировали одну легковую машину. Но я знаю, что в прошлом году мы экспортировали, по данным российской стороны, 1200 грузовиков. Ну, может быть, мы грузовики лучше делаем! Так нужно говорить об этом! А не нужно говорить о том, что опять нас обидели.
Правила комментирования
comments powered by Disqus