Мы продолжаем обсуждение темы Ислама и исламофобии, начатое довольно давно, но громко зазвучавшее после жестокого теракта в центре Парижа. Востоковед Баходир Сидиков, статью которого, написанную специально для «Ферганы, мы предлагаем нашим читателям, считает, что исламофобия искусственно подогревается на Западе: она нужна ему в качестве «пугала для внутреннего пользования», в роли стабилизатора и катализатора собственного развития.
* * *
Прежде чем комментировать текущие события, мне хотелось немного подождать, пока не схлынет первая громадная волна-цунами прямо-таки патологической исламофобии, забившей все информационные каналы и головы многих наших, увы, резко поглупевших (или таковыми бывшими и хорошо скрывавшими сие состояние?) современников.
Какой видится мне ныне вся ситуация после терактов в Париже? Мое видение, конечно, не оригинально и уже давно созрело, и не только у меня в голове. Недавние события лишь подтверждают накопившиеся наблюдения и выводы. В очень упрощенном и кратком виде мой анализ таков: после развала СССР капиталистический Запад «осиротел» в плане планетарного соперника, который с момента своего возникновения в 1917 году самим своим существованием в качестве альтернативного проекта постоянно укреплял единство западных обществ, снижал накал социальных столкновений в них и, главное, ревитализировал их политическую жизнь, способствовал их общественному и экономическому развитию.
После исчезновения СССР Западу в этом плане стало как-то очень неуютно, ибо его энергия и динамика развития стали резко идти на спад. Значительно усилились внутренние - в первую очередь - социальные конфликты. Возникла насущная проблема: кого выбрать в качестве нового постсоветского «афродизирующего» соперника? Но такого, который по-настоящему не угрожал бы существованию Запада, но служил хорошим пугалом для «внутреннего пользования», стабилизатором и катализатором собственного развития. Что-то вроде шерстяной кофты зимой, которая кусается, но хорошо греет. Китай? Было бы здорово, но нет, увольте, пока слишком велик, слишком могуч, слишком опасен и к тому же оснащен ядерным оружием. Китайские товарищи могут шарахнуть так, что мало не покажется. Кроме того, крупнейший рынок сбыта и уже почти «капитализировался». Россия? Не смешите. После развала СССР - полностью западная колония, которая при Путине лишь чуть-чуть «отбилась от рук» и захотела немного самостоятельности. Очень скоро образумят.
Выбор Запада пал на арабо-исламский мир по многим причинам, главные из которых: бывший исторический соперник, когда-то угрожавший самому существованию «христианского» Запада (память-то об этом сохранилась, или точнее, постоянно актуализируется), ныне совершенно беззубый, ибо существует в режиме «подражательного» Западу развития, полностью ставший зоной неоколониальных устремлений Запада, «удобные» для всякого рода манипуляций непросвещенные, плохо образованные и забитые народные массы, а также исповедуемые ими разные, порой совершенно невероятные версии ислама.
Как же сотворить из арабо-исламского мира «врага» Запада и всего просвещенного человечества? Как развернуть его энергию, как намалевать арабо-исламского «чорта» так страшно, чтобы у западного бюргера тряслись поджилки, и он не мог пикнуть что-либо супротив своих правителей, банков и ТНК? Оказалось все очень «просто»: нужно разгромить три крупнейших светских националистических режима (Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи и семьи Асадов), сделавших главную ставку на арабские национализмы и светский путь развития своих стран и обществ.
Я весьма далек от того, чтобы идеализировать личности указанных политиков и неоднозначные итоги их правления. Но указанные арабские национализмы помимо основных функций (создание новых наций и строительство национальных государств) обладали еще функцией, которая осталась непонятой многими до сих пор: они сдерживали и прочно «увязывали» деструктивную энергию маргинальных при их правлении «исламизмов» не только у себя в странах, но и в целом во всем арабо-исламском мире – от Марокко до Индонезии, – ибо выступали в качестве достойной для подражания модели постколониального развития.
Важно отметить еще вот что: проект национализма в арабо-исламском мире - целиком и полностью западный проект. Националисты в арабо-исламском мире идеологически и экономически всегда были в лоне западного мира, неудобными, но все же «своими»... C ними Западу всегда было легко договориться... Да, у националистов и не было планов серьезной конфронтации с Западом, несмотря даже на так называемую «социалистическую ориентацию» их режимов.
Однако после военного разгрома светских националистических режимов энергия и динамика арабских национализмов (qaumiyya) и национализмов других «исламских» народов никуда не делась. Вся энергия и динамика указанных национализмов нашла выход, точнее, была таким образом перенаправлена, «канализирована» во всякого рода «исламизмы», которые суть новые идеологии, возникшие на основе и с использованием дискурсивного языка и символов ислама. Иными словами, исламизмы суть не что иное, как бывшие национализмы, облеченные ныне в религиозную оболочку. Эти насильственно прерванные национализмы реорганизовались в... исламизмы. А во что еще они могли реорганизоваться в арабо-исламском мире?! Ведь других действенных, конкурирующих, а главное, мобилизующих широкие народные массы идеологий просто не было и не могло быть. Например, «Исламское государство» возникло на основе светской националистической партии «Баас» («Национальное воскресение»), основанной арабскими христианами (!), и кадрового состава иракской армии, созданной Саддамом Хусейном.
Но в чем состоит главная разница между арабскими национализмами и национализмами других «исламских» народов недавнего прошлого и террористическими исламизмами сегодняшнего дня? Если устремления указанных национализмов были ограничены территорией арабо-исламского мира и направлены против Израиля и угрожали его существованию, то современные исламизмы не ограничиваются «исконной» территорией арабо-исламского мира, а выступают с глобальными претензиями, угрозами и вызовами. Их глобализм носит квазирелигиозный характер и проистекает из идеологически извращенного перетолкования ислама как мировой религии.
Конструирование нового «врага» Западом находится в полном разгаре – как в арабо-исламском мире, так и у себя под боком, в своих собственных западных обществах. Для этого тут накопили необходимую «критическую массу» исламистов, как «импортированных» из арабо-исламского мира, так и собственных, взращенных в неведомой нам «преисподней», очень часто с теневым государственным участием. Вспомним хотя бы вот это: после изгнания в 1978 году С.Хусейном Хомейни из Ирака последний отправился в изгнание в Париж, откуда он год спустя прямым рейсом с триумфом вернулся в Тегеран... Что стало потом с Тегераном и Ираном?
Естественно задаться вопросом, а зачем же Западу пригревать у себя на груди змею, которая, как известно, имеет особенность кусать пригревшую ее грудь?! «Исламская угроза» создается и внутри западных обществ, ибо западного обывателя не пугает слишком далекий, например, Пакистан, ведь эта страна находится как бы на другой планете, а «враг» должен быть зрим, виден близко и наяву. Вот и бьют, и поражают «исламистские враги» прежде всего западного обывателя, ведь до западных правителей и, в особенности, до устроителей исламизмов им не дотянуться – руки коротки, даже если очень и хочется...
Угрожают ли исламизмы по-настоящему и реально основам существования Запада, как это неустанно утверждается во многих ведущих мировых СМИ? Ответ однозначен: нет, никоим образом - ни в военном, ни в экономическом, ни в идеологическом, ни в социальном, ни в каком другом отношении. Смею даже утверждать обратное: борьба Запада с исламизмами наоборот укрепляет Запад как изнутри, так и его позиции и доминацию в планетарном масштабе. Так что включайте мозги и «пристегните ремни безопасности», ибо в будущем нас ожидают куда более кровавые и куда более страшные события нежели те, что произошли в Париже...
Правила комментирования
comments powered by Disqus