Пресс-служба Сената Парламента РК со ссылкой на спикера верхней палаты парламента Косыма-Жомарта Токаева распространила информацию о том, что организация Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СМВДА) может быть преобразована в азиатский аналог ОБСЕ и получить название Организация по безопасности и развитию в Азии (ОБРА). Однако может ли новая структура претендовать хотя бы на десятую долю того авторитета, что есть у ОБСЕ. Этот вопрос вызывает у экспертов серьезные сомнения.
Операция - трансформация
Впервые с идеей трансформации СМВДА в региональную суперструктуру по обеспечению безопасности выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в мае 2014 года во время IV саммита этой организации.
«Запад в отрыве от Востока без взаимного сотрудничества и взаимопонимания, а также учета восточных традиций и ценностей, не может устойчиво развиваться и претендовать на монополию в поиске истины. Глобальный кризис, в который мир вошел шесть лет назад, никуда не делся. Он нарастает, охватывая одну сферу за другой: финансовую, экономическую, социально-политическую, вплоть до культурно-духовной. Это кризис всех сторон и устаревшей модели развития мира. Это общецивилизационный кризис, который является системным. Поэтому нам, странам Азии, необходимо самим заняться мирным развитием континента. Важным инструментом в этом процессе может стать ОБРА»,- сказал тогда Нурсултан Назарбаев в ходе своего выступления.
Это намерение подтвердил и Косым-Жомарт Токаев, принимая в Астане исполнительного директора Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, посла Гуна Цзяньвэя.
Любопытно, что ОБСЕ в принципе охватывает и регион Центральной Азии. Более того, в 2010 году в Казахстане проходил саммит этой организации. Однако Астана осталась не достаточно довольной тем, какие рекомендации были даны представителями организации РК. По сути именно резкая критика западных структур, связанная с ущемлениями гражданского общества впоследствии привела к постепенному сворачиванию амбициозной казахстанской программы «Путь в Европу».
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная структура, которая объединяет 57 стран мира. Согласно правилам ОБСЕ все государства-участники организации обладают равным статусом. Решения принимаются лишь путем консенсуса, но слабостью структуры многие признают то, что эти решения не носят юридически обязательного характера. Сможет ли ОБРА приблизиться к стандартам, которые вырабатывались десятилетиями и готовы ли страны СМВДА спонсировать новую межрегиональную структуру пока под вопросом.
В СВМДА входят 26 государств-членов, в том числе Россия и Китай, - одни из ключевых игроков на международной арене, а ещё 7 государств стали наблюдателями.
Помощь России
Политолог Султанбек Султангалиев считает, что ОБСЕ давно потеряла всякий моральный авторитет. В первую очередь из-за политики двойных стандартов. Заявление г-на Токаева о возможной трансформации СВМДА в Организацию по безопасности и развитию в Азии - это очередной шаг в поддержку внешней политики России, считает эксперт.
«Как известно Россия вынужденно поменяла приоритеты экономического сотрудничества с Европы на Азию и Латинскую Америку. Вслед за экономикой идет и политика. Казахстан, не порывая экономические связи с Западом, тем не менее, всё более явственно берет курс на северо-восток – Россия и Китай. И новая инициатива казахстанского руководства продиктована, скорее всего, двумя факторами - просьбой Путина и нашим стремлением к национально-глобальному превосходству. Никаких проблем, тем более в области соблюдения прав человека новая организация естественно не решит. Азиатское ОБСЕ может послужить просто очередным морально-политическим оружием в противостоянии с Западом. Также еще одной дополнительной диалоговой площадкой в процессе азиатского интеграционного становления, где главными интеграторами являются Россия и Казахстан при мощной завуалированной поддержке Китая», - заметил он.
Выдвигать предложения – не мешки ворочать
Крайне скептично к идеи трансформации СМВДА в азиатское ОБСЕ отнесся ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аджар Куртов. Он отметил, что сама задумка трансформировать СВДМА в некий аналог азиатской ОБСЕ не нова: об этом помышляли в Казахстане с самого начала. Даже название организации придумали не случайно. Дело в том, что ОБСЕ первоначально тоже называлось иначе – СБСЕ, то есть не «организация», а «совещание».
«Но Азия, как известно, это вам – не Европа. В Европе подавляющее большинство стран принадлежит к одной культурно-цивилизационной традиции, в том числе и религиозной. А в Азии в этом отношении царит многообразие. А это серьезно мешает нахождению точек для соприкосновения и выработки общих подходов. И это обстоятельство невозможно скрыть за дипломатическими увертками. А к ним так любят прибегать официальные лица в Казахстане. Решительно никакого прогресса в деятельности СВДМА так и не было продемонстрировано. Были только многочисленные пиар-акции с сомнительными результатами, которые пытались выдать за некие «всемирно-исторические прорывы». Утверждалось, например, что, якобы, «впервые» в рамках СВДМА удалось усадить за один стол конфликтующих палестинцев и израильтян. В это могут поверить только люди абсолютно несведущие в мировой политике? Ведь любой мало-мальски грамотный человек, наверняка хоть что-то слышал о Кэмп-Дэвиде. Да и потом: ну посидели они за одним столом, - и что толку? Где результат? Его нет! А есть период острой конфронтации Палестины и Израиля в связи с действиями палестинцев по их признанию в ООН», - заметил г-н Куртов.
Директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что нужно не только предлагать идею, но к ней должен прилагаться план реализации, пусть и рабочий. Иначе не совсем ясно: для чего наша власть разрабатывает инициативы, если страна не играет потом одну из ключевых ролей? Поэтому важно не только просто претендовать на особую роль, а нужно уже играть ее, чтобы Казахстан не оказался на периферии международных процессов.
Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ», азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде считает, что сложность и перегруженность повестки дня не позволяет говорить о скорой реализации идеи создания полноценного азиатского прототипа ОБСЕ. ОБСЕ это организация с четкими функциями и работающими структурами. Проецирование подобных функций на специфику азиатского континента дело сложное и труднореализуемое с практической точки зрения.
Что такое СМВДА?
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) - международный форум, объединяющий государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Идея о созыве Совещания была впервые представлена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. Первый саммит СВМДА проведён в 2002 году. Высшим органом СВМДА, принимающим решения, является Саммит глав государств и правительств. Эти встречи на высшем уровне проводятся каждые четыре года в целях проведения консультаций, оценки прогресса и определения приоритетов деятельности Совещания.
Правила комментирования
comments powered by Disqus