Крайне чувствительное к различным «телодвижениям» медиапространство Кыргызстана в очередной раз «пустилось в рассуждения» по поводу визита т.н. оппозиционеров в США и Турцию.
В свое время опытный и авторитетный кыргызстанский политолог Валентин Богатырев совершенно справедливо высказался в том духе, что критикуя Равшана Жээнбекова (на языке политтехнологов «замечая») медиаресурсы невольно его раскручивают, то есть способствуют его популярности.
Один из законов медиаполитики гласит: «того, чего не было в СМИ – не было на самом деле». Иными словами, если политик что-то пытается сделать, то это еще надо заметить и передать в СМИ, иначе эти действия так и останутся незамеченными.
Вот и на этот раз в СМИ прошла информация относительно визитов Равшана Жээнбекова и Омурбека Абдырахманова в США, а затем и Турецкую республику.
Итак, стоит ли этот информационный повод обсуждений и комментариев экспертов? Иными словами, смогут ли добиться чего-нибудь от Вашингтона и Анкары обделенные властью и влиянием кыргызстанские политики. И чего они добиваются?
Со слов самих политиков Равшан Жээнбеков и несколько других молодых коллег намерены вылететь в Анкару для проведения переговоров сразу же после визита США. Официальную позицию категорически не принимающих курс президента страны Алмазбека Атамбаева озвучил опальный депутат Омурбек Абдырахманов: «Наша цель – налаживание отношений с парламентом Турции. Обсуждение вопросов взаимодействия по вопросам тюркского мира, в том числе вопрос о переходе на латинский алфавит в будущем (вместе с Казахстаном) и о помощи Турции в осуществлении этой инициативы. Также мы изучим опыт Турции в строительстве демократии и парламентской системы».
Все то, что озвучивает Омурбек Абдырахманов, вписывается в повестку Парламентской Ассамблеи Тюркских стран (ТюркПА), однако не совсем понятно, почему депутат Жогорку Кенеш берет на себя такие функции и поднимает от имени страны такие вопросы. Если же Абдырахманов говорит от своего имени, то почему тогда Жогорку Кенеш не высказывается на этот счет?
На самом деле, дело обстоит несколько иначе, нежели это пытаются представить красноречивые Абдырахманов и Жээнбеков. Турция традиционно следовала в фарватере американской внешней политики. Особенно наглядно это проявляется в Центральной Азии. Не имея возможности проводить самостоятельную игру в регионе, Турция распространяет свои инструменты «мягкой силы», алгоритмы действия которых, как правило, согласованы в Вашингтоне.
А посему – наиболее важный вопрос заключается в том, готов ли Вашингтон вкладываться в проект «Равшан Жээнбеков – оппозиционер №1 в Кыргызстане».
Если еще полгода назад можно было быть уверенным, что перспектив у такого рода инициатив нет, то сейчас ситуация не столь однозначна. Да, мистер Жээнбеков периодически встречается на майданах с сенатором Маккейном. Да Жээнбеков произносит пламенные речи и очень часто указывает на неблагодарность кыргызского народа. С его слов, Кыргызстан должен испытывать чувство благодарности в отношении США за ту помощь, которую им оказал Вашингтон. «За 24 года через различные институты оказали Кыргызстану помощь на сумму свыше 3 млрд. долларов. Кыргызстан должен быть в хороших отношениях со всеми странами, оказавшими ему поддержку и помощь. Мы отправились в Америку, чтобы активизировать эти связи» - сообщил Р. Жээбеков.
Под «помощью», очевидно, понимается те гранты и транши в кыргызстанские НКО, которые Вашингтон дает под вывеской «построения гражданского общества и подлинной бюрократии». И хотя более половины средств от такого рода «помощи» оседает в карманах самих американцев (аренды офисов, зарплаты американским же сотрудникам) – все это действительно влияет на развитие страны. Как считает большинство экспертов и аналитиков – влияние это скорее негативное. США интересует не столько политические процессы внутри Кыргызстана, сколько возможность контролировать страну в геополитическом контексте.
По поводу последнего визита Р. Жээнбекова и О. Абдырахманова можно сказать, что на этот раз перспективы получения финансовой и другой помощи из США туманны. Вашингтон, по имеющейся информации, видя шаткость позиций т.н. оппозиционеров поставил перед ними вполне себе верифицируемую задачу: начать волнения и поднять народ. Если с этой задачей Жээнбеков и КО совладают, разговоры о финансировании будут носить более предметный характер.
В противном же случае щедрых подарков от Вашингтона Жээнбеков не дождется. Сейчас перспективы Р. Жээнбекова по-прежнему остаются туманными. Ни одна политическая партия, реально претендующая на присутствие в парламенте шестого созыва не готова принять его к себе. Именно поэтому в ближайшее время Р. Жээнбеков попытается обострить ситуацию, пойдя, по сути, ва-банк.
Правила комментирования
comments powered by Disqus