90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Средняя Азия: камень преткновения или почва для укрепления союзнических отношений?

03.04.2015 09:02

Политика

Средняя Азия: камень преткновения или почва для укрепления союзнических отношений?

Среди публицистов вполне определенного рода деятельности в последнее время возникла мода «ссорить» Россию и Китай. Дескать, та же Средняя Азия — отличный повод, чтобы устроить как минимум идеологическую борьбу за влияние между двумя евразийскими колоссами. И в самом деле, культуры обеих стран разительно различаются, они во многом преследуют разные интересы. Но есть и то, что их сплачивает, поэтому зажигать пожар в регионе невыгодно никому.

Россия исторически была главным геополитическим игроком в Туркестане. Территории, компактно образовавшие центр евразийского континента, были ключом к выходу на тот же Китай, Индию и арабские страны. Первые контакты между нашей державой и многочисленными местными ханствами датируются 16 веком. С этого момента начинается непрерывное присоединение засушливых азиатских земель к Российской империи.

Доктрина царизма, если так можно сказать, предполагала непрерывную русификацию новоприсоединенных государств. В Средней Азии этот процесс проходил достаточно мягко, но к началу 20 века большинство местных жителей умели вполне сносно изъясняться по-русски. С моральной точки зрения продвижение русских войск в регион было вполне оправдано: шла так называемая «большая игра», в ходе которой Россия и Британия выясняли, кто же будет доминировать на огромных степных пространствах. Если кто-то не знает, то наши славные воины как минимум не проиграли, застолбив за собой земли вплоть до Памира. Потом, правда, пошли дипломатические переговоры, в ходе которых наша делегация пошла на значительные уступки, но это уже другая история.

После нескольких лет хаоса на Кавказ и в Среднюю Азию вернулись русские — теперь уже как представители советской России. В этот период промышленность, культура и основные торговые связи региона были всецело связаны с северными партнерами. Можно также говорить о том, что именно русские дали государственность Казахстану, Таджикистану, Узбекистану, Туркменистану и Кыргызстану. В годы Великой Отечественной войны азиатские солдаты смело сражались за общую Родину и не подвели — особенно отличились казахи. В целом же наличие здесь российского влияния существенно ограничивало уровень преступности и наркотрафик, которым ныне так славится регион.

Но распад Советского Союза повлек за собой необратимые перемены. Отчасти за исключением Казахстана, остальные страны решили продолжить идти в фарватере «старшего партнера», коим Россия быть перестала. Партнером могли стать Штаты. В девяностых и нулевых среднеазиатские руководители активно осваивали американские гранты и учились демократизировать общество (или же просто держали свой народ в тисках, к чему заокеанские партнеры не придирались — достаточно было того, что они фактически на них работали). Но со временем в извечное противостояние великороссов и англосаксов вмешалось третье лицо — могучий Китай в новом коммунистическом обличье.

Непрерывная экспансия

Исчезновение СССР с политической карты мира во многом пошло Китаю тех лет на руку. США наращивали связи на положении сильного партнера, почти не обидевшись за Тяньаньмэнь, мир начинал пользоваться товарами из Поднебесной, и это всем шло на руку. И как раз таки после возникновения суверенной Российской Федерации в политическом поле Азии образовался вакуум, который срочно требовалось заполнить.

Американцы могли бы захватить этот регион, разграбить его, провести несколько карательных военных операций с уничтожением мирного населения и установить «демократический» контроль над бывшим Туркестаном. Но они бы не продержались здесь долго. Они не смогли понять психологию среднеазиатского общества так, как этот сделал Китай. Именно поэтому он и стал его главным политическим партнером.

Сегодня концепция «мягкой силы», использующаяся нашими китайскими товарищами, обеспечивает непрерывный поток денег и контрактов с одной стороны и природных ресурсов с политическими уступками — с другой. Не вводя свои войска и действуя максимально осторожно, КНР установила идеальные партнерские связи с Кыргызстаном, вложила десятки миллиардов долларов в Узбекистан и Таджикистан, заключила с Туркменистаном важный договор о поставках газа и даже дошла до Казахстана, отдав Назарбаеву за политические преференции 30 миллиардов долларов. Важно понимать, что Китай сам по себе не остановится: это союзник, который не привык поступаться собственными интересами и действовать «на авось». Но есть и другие методы.

Антиамериканизм и Средняя Азия

Интересы России и Китая действительно пересекаются непосредственным образом в регионе. Но есть и еще одна держава, которая отстала от хода действий и страстно желает за это поквитаться. Как вы уже догадались, речь о Соединенных Штатах Америки, политические руководители которых поменяли концепцию внешнего влияния. Теперь в ход идут цветные революции наподобие «арабской весны». Достаточно вспомнить свержение Бакиева в 2010 году: как ловко заокеанские политтехнологи сыграли на этнических и социальных противоречиях жителей Киргизии! Такого больше не должно повториться.

Я думаю, и российские, и китайские дипломаты прекрасно понимают, что в случае раздоров на позиции, за которые пойдет спор, немедленно выдвинутся американские демократизаторы. У них и сейчас предостаточно рычагов для влияния на местное население, что особенно касается интернет-сферы и общественных организаций.

Пожалуй, Россия и Китай должны заключить ключевое в истории региона соглашение, которое позволит ему развиваться мирно и безболезненно, без каких-либо волнений и социальных обострений. Это может быть проведение линии по зонам влияния — важно понимать, что кроме Казахстана и, возможно, Кыргызстана у нас сейчас практически нет влияния в Средней Азии. Да и Назарбаев зачастую предпочитает оркестру соло, чему служит доказательством его позиция в усилении евразийской интеграции. У нас нет лучших союзников, чем тех, что мы имеем, но и с ними можно вести неплохую игру. Можно просто договориться вести сотрудничество мирным образом, чтобы оно было взаимовыгодным и для региона, и для наших стран.

Китай же в любом случае продолжит политическую экспансию, увеличивая зависимость Средней Азии от своих денежных траншей. Вопрос лишь в том, присоединимся мы к этой экспансии, будем ли мы ее регулировать и получим ли свою часть от Средней Азии — или великие завоевания наших солдат, планы генералов и культурные достижения русских учителей останутся в прошлом, и мы навсегда распрощаемся с Центральной Азией.

P. S. Как бы то ни было, США теряют свое влияние в регионе, и это очевидно даже на примере сравнения торговых связей Америки со странами в разные годы: сейчас они стали меньше и уже, чем в девяностых. Посмотрим, чем дело обернется дальше — у нас хватает политико-экономических интересов в Центральной Азии, которые Россия должна уметь защитить.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

03.04.2015 09:02

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Бахытбек Рымбекович Байсеитов

Байсеитов Бахытбек Рымбекович

Председатель совета директоров

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

35 183

тенге - размер средней пенсии в Казахстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31