Снятие санкций с Ирана в странах, основным источником доходов которых остается экспорт углеводородного сырья, к которым относится и Казахстан вряд ли может вызвать положительные эмоции, считают эксперты, так как Тегеран анонсировал, что готов выбрасывать дополнительные 1,2 млн баррелей нефти. Это приведет к снижению и без того низких цен на углеводороды.
2 апреля цена на майские фьючерсы нефти марки Brent составила $54,95 за баррель, показав падение на 3,77%. В течение торгового дня цены опускались до $54 за баррель, а максимальная цена достигала $57,28 за баррель. По итогам дня объем торгов фьючерсами на нефть этой марки составил 283,168 тыс контрактов. Итогом прорыва на переговорах шестерки международных посредников, в число которых входят Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия стало установление всеобъемлющего контроля над обогащением урана и приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана. Администрация США распространила информацию, что все прошлые резолюции Совета Безопасности ООН по иранскому ядерному вопросу будут отменены одновременно с тем, как Иран доведет до конца действия, снимающие все ключевые вопросы к ядерной программе.
Какие санкции снимут с Ирана?
С Ирана могут снять такие санкции как: запрет на поставки в Иран «ключевых» технологий и оборудования для нефтегазового сектора, запрет на инвестиции европейских компаний в нефтегазовый сектор Ирана, Запрет на импорт сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа из Ирана, отключение иранских банков от системы финансовых коммуникаций SWIFT.
Вместе с тем полноценный выход Ирана на рынок нефти, себестоимость которой оценивается в $5 вряд ли произойдет мгновенно. Окончательный пакет соглашений будет подписан лишь к 30 июня, а снятие санкций может начаться ближе к 2016 году. Однако вчерашняя реакция мировых рынков на сообщения о достигнутых результатах оказалась показательной.
Заместитель директора компании Smart business solutions Central Asia Марат Мусуралиев сказал Kursiv.kz что нет сомнений, что отмена санкций против Ирана - приведет к увеличению продаж иранской нефти и ее поставок на рынок, а оно приведет к снижению цен. Но, по его мнению, это не будет носить обвальный характер, так как Иран не имеет столь значимого запаса добывающих мощностей, как та, же Саудовская Аравия. Однако из трех крупнейших групп нефтедобывающих стран, а именно 1)страны Залива с минимальной себестоимостью добычи в несколько долларов за баррель 2) остальные страны мира, добывающие нефть из классических месторождений - Россия, Казахстан и другие, чьи скважины находятся внутри континентов, вдали от океанских портов и компании добывающие сланцевую нефть и из битуминозных песчаников в наибольшей степени пострадают вторая и третья группы.
В Казахстане и России, очередное снижение цен не нефть отразится на компаниях, имеющих себестоимость добычи выше средней. В ряде случаев цена может даже опуститься ниже их себестоимости извлечения. В таком случае эти скважины, вероятно, целесообразнее будет временно вывести из эксплуатации, до тех пор, пока цены на нефть не поднимутся, либо не удастся снизить себестоимость, заметил он.
«Кроме того, выход на международные рынки нефти Ирана - в очередной раз обострит его отношения с арабскими странами Залива. А ними у него и без того, напряженные отношения из войны в Йемене и Сирии, где Иран поддерживает шиитов, а арабские страны Залива - суннитов. Израиль, естественно, против отмены санкций против Ирана. И не сложно предположить, что могут последовать и акции со стороны его спецслужб, с целью сорвать соглашения шестерки с Ираном по ядерным вопросам. Для стран Запада, традиционно импортирующих нефть, снижение цен на нее - благоприятно. Естественно, за исключением компаний и штатов США, добывающих сланцевую нефть. Так что пасьянс получается, как всегда, многозвенным, многовекторным, и игра в нем продолжает вестись очень сложная с несколькими вариантами сценариев, в которых будет еще по несколько подсценариев», - заметил он.
Нефть «слетит с катушек»
Экономический аналитик Алмас Чукин считает, что возвращение Ирана на нефтяной рынок будет иметь очень большое значение. Рынок и так находится в состоянии перенаселения и дополнительный объемы сейчас Казахстану не выгодны. Это важно в долгосрочном плане, чем с точки зрения 2015 года. В этом году 5-10 долларов с барреля "слетели" из-за Ирана.
«Сегодня, на этих новостях, цена снизилась на 5%. Много? Много, но не очень. Во-первых, соглашение будет написано и подписано где-то к июлю. Потом оно должно начать исполняться и агентство по атомной энергетике при ООН должно убедиться и дать "зеленый свет". То есть мы говорим в лучшем случае о сентябре-октябре. Во-вторых, замороженные месторождения надо вернуть в рабочее состояние, на это тоже надо время. Но, с другой стороны, у Ирана за время санкций в резерве сложено 30 млн баррелей. Им разрешат продавать без ограничений, а их рынок в Европе заняли другие. Они выйдут воевать за долю рынка. Пока они быстро вернутся к прежним цифрам, то есть удвоятся где-то до 3 млн баррелей в день. Но параллельно они начнут развивать производство, получат новое оборудование и запчасти, которого не было из-за санкций и в ближайшие два-три года увеличатся еще на 1-2 млн. баррелей в день. Весь мир потребляет около 100 млн в день и это весь спрос, который сейчас удовлетворен. Прибавьте сюда еще пару миллионов, и вы получите реальную проблему, кому то с рынка надо уходить. И в этом заключается стратегическая угроза на долгие годы. Во-первых, главная опасность возвращения такого крупного игрока на рынок, это то, что надо забыть мечты о стодолларовой нефти лет на 10. Во-вторых, возникает передел рынка и тут многое может поменяться. Если что, то Европу отделяет от Ирана только Турция, а газа у Ирана много», - заметил г-н Чукин.
Замедленная угроза
Однако аналитик Teletrade Александр Егоров также считает, что пока Иран не станет угрозой для нефтяного рынка. Он заметил, что вчера российские индексы вплоть до закрытия торгов демонстрировали позитивную динамику: ММВБ +1,04% до 1679,24, РТС +2,54% до 933,58%, причем происходило это скорее по инерции, чем на основании реальных драйверов. Однако решение будет принято не в ближайшее время, а лишь к концу июня, и только в том случае, если мирный характер иранской ядерной программы будет подтвержден МАГАТЭ. Но три месяца – слишком большой срок.
За это время у котировок углеводородов даже появится шанс вырасти, поскольку объемы добычи в США начинают демонстрировать признаки спада, да и новые драйверы роста вполне могут возникнуть. На объявление итогов переговоров по Ирану котировки нефти отреагировали не слишком сильным падением и сейчас удерживаются чуть ниже $55 баррель – то есть ровно на том уровне, где они находились до начала восьмидневной встречи в Лозанне. Заметил, что падения ниже $53 в ближайшее время не ожидается.
Риски для Казахстана и России
Эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов заметил, что парадокс ситуации заключается в том, что на фоне событий в Йемене де-факто идет поддержка злейшему врагу Израиля и Саудовской Аравии. Параллельно активизируется фактор будущего снижения цен на нефть как раз на фоне победных реляций России о превышении советских объемов добычи нефти. Формально Россия также участвует в переговорах "шестерки", но ее роль очень неоднозначна.
Скорее всего, признание позиции остальных пяти стран по иранскому вопросу говорит о попытках России нормализовать свои отношения на западном направлении. В свое время выдвигались различные теории сближения России и Ирана вплоть до вступления шиитского Ирана в пророссийские интеграционные объединения. Но авторы таких прожектов совершенно не учитывали множество факторов, определяющих истинный курс Тегерана. Поэтому альянс "изгоев" никому не интересен. Что касается цен на нефть, то сейчас будет определенная волатильность. Соглашения привязаны к 30 июня, по сути, сейчас это общая декларация и прикрытие неких кулуарных договоренностей по нормализации ситуации на Аравийском полуострове плюс сложная игра США по нейтрализации избыточной самостоятельности Израиля и Саудовской Аравии.
«Есть ощущение, что мир уже прошел Рубикон углеводородного века. Не исключено, что цены на нефть и газ по-прежнему будут волатильны, причем, весьма значительно. Так сейчас устроен современный финансовый капитализм, требующий периодически перезагрузки основных индикаторов рынка. Поэтому возвращение Ирана на рынок будет не таким радужным, как это кажется. Слишком много условий по данному предварительному соглашению. Но сам факт соглашений радует, поэтому нужно искать выгоды в нынешнем раскладе сил. Потенциально Казахстану может быть интересно в этой ситуации поучаствовать в строительстве новых НПЗ на территории Ирана - санкции должны быть сняты на этом направлении, а в стране серьезный дефицит нефтепродуктов, включиться в мирную атомную программу ИРИ - есть хороший потенциал у «Казатомпрома», а также оперативно нарастить объемы экспорта зерновых, муки, мяса», - заключил он.
Что связывает Астану и Тегеран?
Сегодня между Казахстаном и Ираном подписано более 60 межправительственных соглашений. Товарооборот Казахстана и Ирана по итогам 2013 года составил 620,6 миллиона долларов. Товарная структура экспорта РК в Иран представлена, в основном пшеницей, меслином, плоским прокатом из железа или нелегированной стали. Иран, в основном поставляет в Казахстан орехи, легковые автомобили и прочие моторные транспортные средства.
Казахстан, Иран и Туркменистан совместно реализуют проект по созданию международного транспортного коридора Север-Юг. В 2007 году между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном было подписано трёхстороннее межправительственное соглашение о строительстве линии Жанаозен-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган с последующим выходом на сеть российских железных дорог которая сократит маршрут на 600 км.
Правила комментирования
comments powered by Disqus