90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Мнение: Фактическое вступление Кыргызстана в ЕАЭС состоится через год или два

Мнение: Фактическое вступление Кыргызстана в ЕАЭС состоится через год или два

Управляющий партнер компании «Tredstone Capital Partners», эксперт-экономист Умбриэль Темиралиев рассказал в интервью StanRadar.com о своем видении текущей ситуации и перспектив экономики Кыргызстана, об особенностях развития инвестклимата в этой стране и о том, насколько, по его мнению, республика готова к вхождению в Евразийский экономический союз.

StanRadar.com: До вступления Кыргызстана в ЕАЭС осталось меньше двух недель. Насколько успешно проведена подготовительная работа?

 - Уже на стадии обсуждения проекта не принимались во внимание мнение части хозяйствующих субъектов страны. Видимо, власти настолько торопились привести политическое решение в исполнение, что не подумали о негативных последствиях для экономики целой страны.

В идеале должна была создаваться большая рабочая группа из представителей бизнес-сообщества и экспертов. Вместо этого устраивались единичные круглые столы с участием нескольких экспертов, которые говорили о плюсах интеграции.

Не было обстоятельного изучения ситуации в каждой отдельно взятой отрасли экономики. Не проводились переговоры с представителями бизнес-сообщества. Мы не знаем оправданы ли их опасения, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС они не получат поддержки со стороны государства и останутся наедине со сложностями в конкуренции с крупными компаниями из России и Казахстана.

Кроме того, нормативно-правовая база адаптирована не полностью и не отвечает новым требованиям. Это не удивительно - масштабные изменения вроде интеграционного объединения требуют больше времени и человеческих ресурсов.

Учитывая эти недоработки, де-юре Кыргызстан станет членом ЕАЭС в мае, а фактическое вступление состоится через год или два.

StanRadar.com: Какой оптимальный выход из этой ситуации?

 - Если Кыргызстан подпишет невыгодные для себя соглашения сейчас, потом будет уже поздно их пересматривать. Думаю, оптимально было бы продлить подготовительный период для смягчения рисков отечественной экономики. 

За этот период можно устранить недоработки и получить ответы на вопросы, которые сейчас задают отечественные производители и простые граждане.

Меня беспокоит то, что Кыргызстан заходит в ТС и ЕАЭС по политическим соображениям. Уверен, что можно было лучше торговаться и добиваться еще больших привилегий для республики. Этого не сделано.

Например, Казахстан получил смягчающий период, чтобы выровнять тарифы на импорт автомобилей после вхождения республики в ТС. В Кыргызстане ситуация выглядит наоборот. Президент только подписал соглашение, а тарифы уже выросли на 50%. Логики в этих подходах нет, только если не преследовалась цель пополнение бюджета.

Другой пример. Казахстан получил право беспошлинного производства сахарного сырца больше чем на десять лет, чтобы реанимировать свою свекольную отрасль. Кыргызстан получил пять лет. Почему такой неравный подход к партнерам по объединению?

Если это справедливый союз, то он должен поддерживать маленькие и более бедные страны. А не диктовать свои условия и спекулировать на слабости экономики партнеров. В подобном подходе прослеживается такая логика, что «Кыргызстан никуда с этой подводной лодки не денется».

StanRadar.com: Насколько приемлемо понятие «справедливость» в экономике?

- «Справедливость в экономике» в моем понимании – это национальные интересы. Я сомневаюсь, что вступление в ЕАЭС им отвечает.

Это судьбоносное решение принято правительством и президентом без учета мнений своих граждан. По-хорошему, необходимо было провести референдум, на котором был бы услышан голос каждого кыргызстанца. На деле получилось, что мы в спешном порядке подготовили документы и запрыгнули в этот поезд. Видимо, стояла четкая задача включить Кыргызстан в состав ЕАЭС до определенной даты.

StanRadar.com: Что будет, если не устранить недоработки, о которых вы говорили?

 - Это принесет вред отечественной экономике.

Сейчас в Кыргызстане практически отсутствует производство. Большую часть товара выгоднее импортировать из Китая или Турции. Если мы отказываемся от этого, то на внутренний рынок поступают товары, произведенные на территории ЕАЭС. Они хуже по качеству и выше по цене.

StanRadar.com: Есть ли какие-то плюсы от этого экономического союза?

 - ЕАЭС может стать для Кыргызстана уникальной возможностью.

Если Кыргызстан сможет продавать свою продукцию на рынках Казахстана и России, то это станет большим количественным и качественным стимулом для развития производства внутри страны. У республики есть абсолютное преимущество в нескольких сферах, среди них в агропромышленный сектор и животноводство.

Другой вариант – удобная площадка для развития бизнеса. Вхождение на рынок ЕАЭС через Кыргызстан намного выгоднее и дешевле, чем через Казахстан или Россию.

Поэтому те эксперты, которые акцентируют внимание только на минусах, как минимум лукавят.

StanRadar.com: Российские эксперты считают, что интеграция привлечет в Кыргызстан дополнительные инвестиции из стран-партнеров. Так ли это?

 - Это из серии «сказки на ночь». Кыргызстан - знакомая и доступная площадка для российских и казахстанских компаний. Если бы бизнес увидел возможность получения прибыли, то он бы уже реализовывал здесь инвестиционные проекты.

Бизнесу выгоднее работать в России и расширяться на Казахстан. Кыргызстан рассматривается по остаточному принципу. Инвесторов отталкивают экономические показатели – маленький рынок и низкая покупательская способность.

Деньги идут туда, где есть гарантия их сохранения и право неприкосновенности частной собственности. Либо туда, где есть возможность заработать большие деньги, которые покроют высокие риски.

StanRadar.com: Если Кыргызстан не может предложить выгодные проекты, то может ли вступление в ЕАЭС гарантировать политическую стабильность и оградить инвесторов от конфликтов, которые, например, разворачиваются вокруг месторождения «Джеруй» и «Кумтор»?

 - Мне сложно говорить о политических рисках. Но если касаться рисков страновых, то я не думаю, что потенциальные инвесторы связывают стабильность в Кыргызстане с вступлением республики в ЕАЭС.

Даже если инвесторам будет дана гарантия неприкосновенности – они не придут в Кыргызстан потому, что здесь они не заработают столько же, сколько в России или Казахстане.

Кто захотел работать – уже работают. А те, кто Кыргызстан не знает, вряд ли придут сюда даже при предоставлении государственных гарантий.

StanRadar.com: В Кыргызстане год назад заработало агентство по привлечению инвестиций. Какие результаты работы?

- Необходимость в подобной структуре возникла давно. Теперь инвесторы могут не обивать пороги Минфина, Минэкономики, Секретариата по продвижению инвестиций и Торгово-промышленной палаты – вместо этого появилось «одно окно», АПИ.

Говорить об эффективности и определенных результатах пока рано. Ведь средняя сделка закрывается примерно за год и это в том случае, если инвесторы уже приняли решение работать в Кыргызстане.

Поэтому работа ведомства ориентирована на долгосрочную перспективу и призвана помочь отечественным компаниям в привлечении иностранных инвестиций.

В глобальном смысле задача агентства – продвижение страны как одной большой компании на мировом рынке инвестиций. Предварительные результаты очень хорошие. Руководство агентства за год работы участвовало во многих международных форумах, где презентовало Кыргызстан: рассказало об опыте работы в инвестиционной сфере, уже заключенных договорах, и об инвестиционной сфере.

Когда я рассказывал о республике в подобном ключе в странах Ближнего Востока или Европы первый вопрос, который иностранцы нам задавали: «Где находится ваша страна?».    

StanRadar.com: Возникают ли у потенциальных инвесторов вопросы о текущих спорах и судебных процессах с нынешними партнерами Кыргызстана?

 - Это риторический вопрос. Общая сумма судебных исков, предъявленных Кыргызстану, составляет около $1 млрд. Даже если суды удовлетворят иски частично и республику обяжут выплатить меньше $400 млн это ляжет бременем на бюджет страны и негативно отразится на имидже в целом.

Судебные иски, конечно, омрачают ситуацию. Дополнительный минус – отсутствие у Кыргызстана кредитного рейтинга. Это закрывает дорогу многим институциональным инвесторам, так как их правила запрещают работать в странах без суверенного рейтинга.

Кроме того, картину портят политические события 2005 и 2010 годов. В глазах серьезных компаний политическая нестабильность в Кыргызстане еще высока.

На самом деле все не так плохо. Сейчас Кыргызстан стабильнее, чем соседний Казахстан и Узбекистан. Все недовольство и революционный пар люди уже выплеснули. В республике нет централизованной узурпированной власти: сейчас власть разделена между парламентом и президентом. Они оглядываются друг на друга при принятии судьбоносных решений. И, наконец, существует хороший прецедент мирной передачи власти – президент переходного периода Роза Отунбаева сложила полномочия и передала президентство избранному главе государства.

Если президентские выборы в 2017 году (президентские выборы назначены на 2016 год - прим. StanRadar.com) пройдут спокойно, то Кыргызстан сгладит негативный осадок после изгнания двух предыдущих президентов.

StanRadar.com: Экономист Аза Мигранян считает, что ситуация с «Кумтором» является индикатором инвестиционной привлекательности Кыргызстана и пока конфликт не решится, крупных инвестиций республика может не ждать. Вы согласны с этим?

 - Говорящие подобные вещи эксперты, надеюсь, принимают во внимание то, что действия канадской компании вызывают много вопросов касательно этичности ведения бизнеса и подпитки коррупции. Однако ввязываться в новые судебные разбирательства Кыргызстану нельзя. Отмечу, что национализация в текущей сложной экономической ситуации является не мудрым решением.

StanRadar.com: Сможет ли Кыргызстан не повторить ошибок и избежать конфликтов с претендентами на другое крупное месторождение – «Джеруй»?

 - «Джеруй» – это проверка на приверженность революционным идеалам с которыми пришла к власти нынешняя политическая элита. Если они примут решение, выгодное для экономики, то, значит, мы этот тест прошли.

Скорее всего, протащить эгоистичное решение, которое удовлетворило бы интересы небольшой группы людей, уже не получится. Сейчас пытаются провести тендер прозрачно, и это пойдет на пользу стране.

StanRadar.com: Конкурс на разработку месторождения «Джеруй» длится уже больше года. В условиях экономического кризиса не лучше было бы начать работу, чтобы обеспечить дополнительные вливания в экономику республики в виде налогов?  

 - Сейчас действительно каждый сом в бюджете на счету. Но «Джеруй» – это тот ресурс, который может решить не только текущие проблемы, но и дать импульс для развития. Один «Джеруй» этого, конечно, не сделает, но может стать основой построения сильной экономики.

В этом вопросе не стоит спешить только для того, чтобы залатать дыры в бюджете и помочь Национальному банку укрепить национальную валюту. Оптимальный срок по разработке проекта и проведению конкурса по месторождению – полтора года. За это время можно не только договориться о взаимовыгодном сотрудничестве, но и уже подписать контракт.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Розой Отунбаевой

Специально для StanRadar.com: Камилла Алиева

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Мамытбай Мааткабылович Салымбеков

Салымбеков Мамытбай Мааткабылович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
19 млн 42,1 тыс.

человек численность населения Казахстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31