Столетие восстания кыргызов 1916 года будет проходить в условиях обострения противостояния Москвы со странами Запада. Особенность момента заключается в том, что западные государства готовы использовать против современной России любые исторические факты, пусть даже из далекого прошлого, связанные с агрессивными действиями царской власти в Туркестанском крае. Соответственно, западными странами, да и внутренними реакционными политическими силами будет делаться все, чтобы эту скорбную для кыргызов юбилейную дату использовать в целях формирования у кыргызстанцев антироссийских настроений, а у народов мира - сформировать образ России как агрессивной страны. Другими словами, в Кыргызстане реакционные политические силы, строящие свою политику на почве ненависти к другим народам, и многочисленные неправительственные организации, получающие поддержку от западных стран, постараются в максимальной степени придать именно такую направленность и именно такой настрой мероприятиям, посвященным восстанию кыргызов 1916 года. Инициированные же ими самими мероприятия, приуроченные к этой дате, безусловно, будут носить антироссийский характер. И все это в обстановке роста социальной напряженности, обусловленной небывалым обнищанием населения, может вызвать массовые беспорядки и привести к ухудшению отношений Кыргызстана с Россией.
Уже сейчас неправительственные организации начали проводить различные мероприятия, посвященные восстанию кыргызов 1916 года, начиная от флэш-моба у памятных мест и заканчивая чтением лекций иностранных ученых и проведением дискуссий. В них в обязательном порядке Россия представляется агрессивной страной и проводится мысль о том, что она должна нести ответственность за многотысячные жертвы, понесенные кыргызами во время восстания. А в некоторых объяснениях причин восстания скрыто проводится идея мести (выраженная в таких мнениях как: нельзя оставлять такое массовое убийство, независимо от времени совершения, без ответа), что в законах страны квалифицируется как преступление. Это говорит о том, что в западных странах, вернее, в США, давно выработаны стратегия и план по использованию столетия восстания кыргызов 1916 года в антироссийских целях.
Нельзя забывать и то, что в 2016 году, когда будет проходить столетие восстания кыргызов, в Кыргызстане в связи с предстоящими в 2017 году президентскими выборами усилится борьба за власть. В таких условиях реакционные политические силы из этой поистине трагичной для кыргызов даты постараются выжать все, чтобы укрепить свои позиции в борьбе за власть. И эту политику они будут строить на раздувании в обществе антирусского и антироссийского настроения, что чревато самыми негативными последствиями. Судите сами, сейчас одни только предложенные ими места для установления памятников жертвам подавления восстания кыргызов вызывают много споров. Скажем, предложения установить памятники жертвам подавления восстания кыргызов в местах, где стоят памятники Семёнову-Тян-Шанскому и Пржевальскому, или в городе Токмаке, где началось восстание кыргызов, или в городе Кара-Балте, откуда началось бегство кыргызов от карательных действий царской армии.
Самое плохое, подтверждающее то, что страна еще не состоялась как государство, это невыработанность государственного подхода к оценке событий 1916 года. До сих пор государством (имеется в виду, кыргызским, а не советским) не даны ответы на такие вопросы как: кровавые события 1916 года были геноцидом кыргызского народа, поскольку была истреблена почти четверть всех кыргызов, или жестоким подавлением восставшего населения, и кто должен нести за это ответственность. Ведь отсутствие государственного подхода, основанного на результатах научных исследований, к оценке исторически важных событий способствует распространению в обществе реакционных идей, вызывающих конфликты. В свое время советским государством даны были ответы на эти вопросы. В них события 1916 года оцениваются как жестокое подавление царской властью восставших кыргызов, а ответственность возлагается на правительство России того времени. При этом в них категорически отвергается обвинение в этом русского народа и России как страны.
Спокойному, без разжигания антироссийского настроения, и достойному проведению столетия восстания кыргызов 1916 года не способствует и отсутствие строго выверенной внешней и внутренней государственной политики, что подтверждается абсолютно не адекватной реакцией правительства страны на различные события. Ярким примером этому служит денонсация Соглашения с США о сотрудничестве по облегчению оказания содействия из-за присуждения премии Государственного департамента Азимжану Аскарову, который был осужден в Кыргызстане на пожизненное заключение в тюрьму за организацию беспорядков и соучастие в убийстве сотрудников милиции во время июньских событий 2010 года. И это вместо того, чтобы собрав доказательства преступных действий А. Аскарова, добиваться через международные организации выдачи его властям Кыргызстана от США. Такое резкое сворачивание сотрудничества с США не только в мире, но и у нас в стране не может не рассматриваться как действие, осуществленное под диктовкой главного геополитического соперника Америки – России. Такими действиями правительство дает дополнительный повод реакционным политическим силам и многочисленным неправительственным организациям для распространения ими среди населения антироссийского настроения.
Об отсутствии же строго выверенной государственной внутренней политики говорит попытка рейдерского захвата русскоязычной газеты Вечерний Бишкек, которая в народе воспринимается как печатный орган, в определенной мере выражающий интересы русских Кыргызстана. Кстати, если верить заявлению коллектива этой газеты, главным организатором рейдерского захвата является самый приближенный к А. Атамбаеву человек, прозванный в народе “шофером” – бывший первый заместитель администрации президента И. Ильмиянов, о коррупционных действиях которого ходят самые невероятные слухи. Как можно не верить этим слухам и, наоборот, верить тому, что у нас в стране идет борьба с коррупцией, когда по подозрению во взяточничестве арестован руководитель администрации президента Д. Нарынбаев. Именно такие действия чиновников – попытка рейдерского захвата газеты, которая, как может, выражает интересы русских, являющихся частью населения Кыргызстана, порождают взаимное недоверие между этносами, и вызывают опасения у русских в том, что столетие восстания кыргызов пройдет без осуществления реакционными силами провокаций против них.
Следствием отсутствия четкой внутренней государственной политики, в которой были бы представлены основные принципы и временные границы организационных работ, связанных со значимыми датами, является и то, что до сих пор правительством не разработан план проведения мероприятий, посвященных столетию восстания кыргызов 1916 года. А это говорит о том, что у правительства нет понимания того, что нельзя оставлять на самотек работу по проведению мероприятий, посвященных таким скорбным датам. Восстание кыргызов 1916 года является не только высочайшим актом проявления воли народа к свободе, но и кровавым конфликтом, повлекшим за собой многотысячные жертвы. В таких конфликтах, если не достигаются цели одной из участвовавших сторон, изначально закладываются горечь и обида, которые передаются через поколения. И если государство не берет под свой контроль все, что связано с проведением таких дат, то при названных нами выше условиях в людях может взять верх горечь и обида, чем и могут воспользоваться заинтересованные в дестабилизации ситуации в стране силы.
Следовательно, работу по проведению столетия восстания кыргызов 1916 года необходимо начать с выработки государственного подхода к оценке этих скорбных, но в тоже время ярко свидетельствующих о неистребимости свободолюбия народа событий. Государственный подход необходим не только с точки зрения извлечения урока из этих событий, но и потому, что они напрямую связаны с судьбой кыргызов и других народов, ныне проживающих в нашей стране, а также отношениями Кыргызстана с Россией. В этом смысле, события 1916 года нуждаются в объективном, без идеологической загруженности, рассмотрении (классовых и прочих позиций) и комплексном изучении, с учетом особенностей того времени. И к этой работе должны быть привлечены, прежде всего, специалисты – ученые-историки, исследующие события 1916 года, а также ученые тех стран, народы которых когда-то пережили подобные события, и которым удалось выработать к ним правильный, способствующий бесконфликтному и устойчивому развитию страны подход. Поскольку столетие восстания кыргызов будет проходить в условиях радикальных геополитических изменений, к этой работе, помимо политических деятелей, в обязательном порядке нужно привлечь и ученых-политологов.
Планирование же мероприятий, посвященных восстанию кыргызов 1916 года, следует начать только после выработки государственного подхода. Это нужно для того, чтобы идейная направленность и нравственные качества мероприятий соответствовали положениям государственного подхода, вернее, ожиданиям всех кыргызстанцев и исторической памяти кыргызов, а не целям реакционных политических сил. Другими словами, необходимо наполнение мероприятий, посвященных восстанию кыргызов 1916 года, различного характера инициативами, несущими в себе призывы к недопущению в перспективе повторения таких событий и идею созидания, а не вражды. Только при таком подходе проведение столетия восстания кыргызов 1916 года может способствовать консолидации этносов, проживающих в нашей стране, и дальнейшему развитию дружественных отношений Кыргызстана с Россией.
Правила комментирования
comments powered by Disqus