90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Никита Мендкович: Как Россия преодолеет экономический кризис?

Никита Мендкович: Как Россия преодолеет экономический кризис?

Для экономики стран постсоветской Центральной Азии большое значение имеет ситуация в России, которая для многих республик является донором капитала, принимающей страной для трудовых мигрантов и одним из ключевых внешнеторговых партнеров.

В таких обстоятельствах, российский экономический кризис нарастающий на фоне резкого падения цен на сырье товары и сохранения антироссийских «санкций» Запада, вызывает беспокойство в Центральной Азии. Многие в регионе задаются вопросом: что дальше? Как и когда Россия преодолеет кризис и даст этим позитивный импульс всему региону?

Попробуем разобраться.

В 2014 - 2015 годы по российской экономике сильно ударил мировой спад цен на сырьевые товары. За два года в результате кризиса перепроизводства сырья в мире цена на нефть упала на 65%, никель – на 43%, цинк – на 25%, золото – 15%, алюминий – на 16%. Российская экономика, долгое время функционировавшая в условиях избытка валюты от экспортных поставок сырья, прежде всего металлов и нефтепродуктов, болезненно пережила этот шок. В 2014-м – рост национального ВВП сократился до 0,6% (против +3,4% в 2012-м), в 2015-м и вовсе был зафиксирован спад, сопоставимый с предыдущим мировым кризисом 2009 года.

динамика цн на нефть с 2014 года

Недавний «Гайдаровский форум» в Москве, широко освещавшийся в СМИ, представил «либерально-инерционную» точку зрения на кризис. Многие спикеры предлагали просто дожидаться улучшения ценовой конъюнктуры, возвращения стоимости нефти к $40 - $50 за баррель, которое многие западные аналитики ожидают уже летом 2016-го. Один из выступавших обосновал эту «пассивность» тем, что Россия якобы окончательно проиграла технологическую гонку с Западом и превратилась в страну-«дауншифтера».

Однако взглянем на реальные факторы. По предварительным оценкам, Российская Федерация потеряла в 2015-м не более 3,6% - 4,1% ВВП, хотя, как показано выше, падение цен практически на всю сырьевую номенклатуру исчисляется двузначными показателями. Это означает, что на фоне спада сырьевого сектора другие отрасли экономики существенно растут «против течения». Сейчас «ценовые шоки» превосходят их рост, но после остановки падения, пусть даже на естественных минимумах себестоимости, эти же отрасли должны обеспечить восстановительный рост экономики. 

На фоне спада сырьевого сектора другие отрасли экономики существенно растут «против течения»

Не секрет, что еще в 2013 - 2014 годы российские власти провозгласили курс на развитие производств с высокой добавленной стоимостью (то есть комплексных товаров, а не «голого сырья») и импортозамещение, отвоевание рынка у иностранных поставщиков. Скептики изначально воспринимали курс как сугубо политический лозунг, однако практика показала, что эта политика реализуется достаточно успешно.

По предварительным итогам года, несмотря на общее сокращение потребительского спроса, растет производство многих продуктов питания: сыра (на 20%), различных вин и коньяка (20% - 30%), молока (2,2%), яиц (3%), мяса птицы (8,6%)... Рост сельского хозяйства в России уже вызывает реакцию многих внешних рынков, например, рост производства и экспорта свинины (+26% за последние 4 года, 8,6% в 2015-м) уже привел к резкому падению цен на данный вид мяса в США, как сообщает агентство Bloomberg.

Сельское хозяйство тянет за собой «по цепочке» машиностроительную отрасль. Осенью 2015 года ассоциация Росагромаш оценила годовой рост производства сельхозтехники в 20%, несмотря на спад аналогичных производств в Европе. Для некоторых наименований российской техники рост производства еще выше. Например, зафиксирован рост на 70% для кормоуборочных комбайнов, на 50% - для самоходных опрыскивателей. Причем спрос сельхозтехника находит не только в России - зафиксирован существенный рост ее экспорта, который увеличился за первое полугодие 2015 года почти вдвое, причем затронул и страны СНГ, и дальнее зарубежье. По данным того же «Росагромаша»: «За январь-июнь поставки в Германию, Францию, Болгарию, Турцию, Канаду и Азербайджан выросли в три раза, спрос на российскую сельхозтехнику в Казахстане, Монголии и Таджикистане увеличился вдвое, в Киргизии и Венгрии — на 30%».

Кроме производства сельхозтехники рост демонстрируют и другие, считающиеся более «высокотехнологичными», сектора. В частности, оборот российских компаний-разработчиков компьютерных программ, по оценке «Руссфота», вырос в 2015-м на 10%, предполагаемый рост экспорта российского ПО - на 13% - 16%, что является продолжением тенденции последних 5 лет, когда эта отрасль в России росла внушительными темпами, несмотря на декларируемое скептиками «отставание».

Продажа российских программ иностранным потребителям только в 2014 году принесла России $6 млрд. На этот год России входила вместе с Индией и Китаем в тройку ведущих стран-экспортеров программного обеспечения, несмотря на очевидное отставание от этих двух государств – по абсолютной численности населения. Причем значительную долю рынка российского программного экспорта составляют «технически успешные» США, которые, тем не менее, нуждаются в продукции российских компаний.

Успехи уже почти «традиционно» демонстрируют и другие сектора. В 2015-м «привычно» Россия стала лидером по числу запусков космических ракет (29 против 19 в США), в том числе направленных на обеспечение работы МКС. «Росатом» заключил на $8,6 млрд контрактов на создание и обеспечение ядерных объектов за рубежом. Общий объем контрактов на «ядерный экспорт» таким образом достиг $110 млрд, годовая выручка - $6,4 млрд. Также в привычку уже вошел рост машиностроительного экспорта, который несмотря на общее «проседание» внешней торговли, вызванное падением курса рубля относительно доллара, умудрился вырасти на 16,8%.

Рост наравне с упомянутой выше сельхозтехникой и комплектующими для АЭС обеспечивает продукция ВПК, по экспорту которой Россия занимает второе место в мире после Соединенных Штатов. Экспорт вооружений приносит РФ $13,4 млрд в год, что составляет около 15% мирового рынка. Причем российскую технику умудряется закупать даже армия США – в обход введенных собственным правительством санкций. В частности, осенью была заключена сделка на поставку военно-транспортных вертолетов на сумму $367,5 млн. Также сообщалось о закупке российских ракетных двигателей РД-181 на $1 млрд для нужд NASA.

Также в России за последние годы фактически возникла новая отрасль, известная как «нанотехнологические производства». Изначально этот проект, запущенный в период президентства Дмитрия Медведева, вызывал почти исключительно иронию. Однако к началу 2016-го оказалось, что в стране существует не менее 66 предприятий данного класса. Их совокупная выручка достигла в 2015-м - 1 трлн рублей, против 38 млрд рублей в 2011-м. В общей структуре экономики ее доля уже близка к 2% и продолжает расти. Нанотехнологичные производства выпускают широкий спектр продукции от измерительных приборов до лекарств, многие из которых идут на экспорт. 

Россия не планирует просто ждать изменения ценовой конъюнктуры, а нацелена на развитие новых секторов экономики, которые заменят просевшую «нефтянку». В частности, планируется наращивать производства собственных станков, с ограничениями на импорт которых Россия столкнулась в 2014-м. Для этой цели в Липецке создается крупный станкостроительный кластер, а в Уфе высокотехнологичный завод «ЕСМ» (известный под маркой INDEC), созданный при поддержке «Роснано», уже выпускает электрохимические станки для производства широкого спектра металлических изделий.

Постепенно будет происходить переориентация на внутреннее производство лекарственных препаратов. В различных регионах России создаются новые и расширяются существующие предприятия, чтобы покрыть собственными силами внутренний спрос. Между тем, российская фармакология предлагает и принципиально новые решения мирового уровня. В начале 2016 года было объявлено о создании вакцины от лихорадки Эбола, которую США в минувшем году отнесли к числу ключевых угроз национальной безопасности. Ожидаемые прибыли от экспорта данного препарата могут составить миллиарды долларов.

Ситуацию на финансовом фронте должно сильно облегчить и то, что, несмотря на кризис, Россия расплатилась с основной массой внешних коммерческих долгов, объем которых сократился в течение 2015 года почти на 21%, что должно уменьшить потребность в валюте, значительная часть который уходила на обслуживание иностранных кредитов. Таким образом, рост экономической независимости Российской Федерации от Запада делает экономику более стабильной.

Рост экономической независимости Российской Федерации от Запада делает экономику более стабильной

Можно заключить: Россия сможет адаптироваться к практически любому уровню цен на нефть, поскольку кадровый и промышленный потенциал страны позволяет производить множество товаров с высокой добавленной стоимостью в том числе – международного класса. В начале 2000-х, когда нефть стоила меньше $30 за баррель, начиналось «российское экономическое чудо», которое позволило за короткий срок вдвое увеличить национальный ВВП, причем не только и не столько за счет экспорта сырья. Если ситуация на внешних рынках стабилизируется, России может вернуться к обычным темпам экономического роста уже в середине 2016 года. Если кризис усугубится, и затронет Китай и США, на возможность чего указывает биржевой спад в Китае в начале 2016 года, времени может потребоваться больше.

Однако, благодаря своему экономическому потенциалу, Россия никуда не исчезнет и не откажется от сотрудничества с партнерами в Центральной Азии при любой внешней экономической конъюнктуре.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Специально для StanRadar.com: Никита Мендкович - экономист, глава Евразийского Аналитического Клуба

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
830

митингов прошло в столице Кыргызстана в 2020 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30