90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Отношение казахстанцев к советскому наследию (Часть 2)

Отношение казахстанцев к советскому наследию (Часть 2)

Продолжение. Часть 1 по ссылке

Помимо репрессий и голода одна из сложных тем — ядерные испытания. "Когда я выходила замуж в Алматы, слышала, что у нас все парни в Семипалатинске уроды, дескать, я специально приехала в поисках нормальных людей. До сих пор это общее место",— объясняет Дидар Кассымова. С ней соглашается господин Кушкумбаев: "Нельзя сказать ничего однозначного про советский период, даже если взять космос. При всем позитиве в отношении Байконура и первого полета советского человека в Казахстане много говорят и пишут сейчас о вреде от гептилового топлива нашей природе, о высыхании Арала. Испытания на Семипалатинском полигоне отразились не только на экологии и земле, где теперь жить невозможно, но и на людях. Слово "радиация" для казахов очень страшное".

В итоге окажется, что простак Бауыржан — человек честный и отзывчивый в отличие от подлеца-яппи на иномарке, а продажа "Волги" спасет жизнь больному мальчику

Семейная комедия "Келинка Сабина-2", собравшая в первый уикенд проката вдвое больше, чем все западные киноновинки, вместе взятые, над самими казахами смеется гораздо сильнее, чем над советским наследием. Фильм сатирически проходится по национальным стереотипам о пунктуальности казахов, проблемам отцов и детей, жизни в ауле и городе и лишь один раз возвращает зрителя к Советскому Союзу, иронично высмеивая "тяжелое советское прошлое бабушки", которую воспитывали в семье комиссарши в черной кожанке и красной косынке. Антагонист здесь красивая девушка, на селе старавшаяся всем угодить лишь для того, чтобы обманом завладеть землей, в которой нашли нефть, и всю ее продать американцам. Все рассказано языком беззлобного лубка.

Другой популярный фильм транслируется в кинотеатрах на казахском с русскими субтитрами. В самом начале героя "16 девушек", селянина Бауыржана, предполагаемые теща и жена высмеивают, ибо ездит он на 21-й "Волге" с советской звездой на решетке радиатора (тот, жених, который всем нравится, конечно, пользуется продукцией немецкого автопрома). Но в итоге окажется, что простак Бауыржан, как Иванушка-дурачок,— человек честный и отзывчивый в отличие от подлеца-яппи на иномарке, а продажа "Волги", на которую он решится со слезами на глазах, даже спасет жизнь больному мальчику.

Айболат Кушкумбаев говорит, что "советская литература постепенно становится историей. Но по телевизору часто показывают "Весну на Заречной улице" — любимый фильм нашего президента". Среди лидеров продаж книжного рынка — букварь, стихи Агнии Барто, сказки Александра Пушкина и Корнея Чуковского. Наравне с миньонами в Наурыз на главной площади Астаны продают шарики с изображениями героев мультфильма "Маша и медведь", по детскому телеканалу "Балапан" транслируют советские мультфильмы на казахском. Политолог Шибутов говорит, что кондитерские фабрики "Рахат" и "Баян Сулу" по-прежнему "сражаются с российскими производителями в отношении советских брендов ("Красная шапочка", "Буревестник", "Василек", "Ласточка", "Мишка на севере", "Каракум")". Его коллега Полетаев подтверждает, что эти фирмы "сохранили советскую рецептуру. Считается, что это тот самый, настоящий, вкус из детства".

Государственный язык в стране один. Русский имеет статус языка межнационального общения, но де-факто в городах является основным (формально согласно ст. 7 конституции он "употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским"). Казахстанское государственное телевидение принципиально двуязычное. После того как новостную программу показывают на одном языке, тот же видеоряд транслируют переведенным на другой, в обязательном порядке дублируя прямую речь спикеров. Президент Назарбаев в публичных выступлениях постоянно переходит с русского на казахский и наоборот. Шестой пункт перечня обязанностей проводника фирменного поезда "Тулпар-Тальго" предписывает "отвечать пассажиру на языке обращения пассажира". При этом в будущем власти однозначно планируют повышать уровень владения казахским. 79-й из 100 шагов в "Плане нации", документе, определяющем стратегическое развитие Казахстана на ближайшие десятилетия, предполагает "поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования?-- в старшей школе и вузах". В 2015 году министр образования Арыстанбек Мухамедиулы заявил о переходе республики на латиницу к 2025 году. Гульнара Дадабаева уже фиксирует изменения в распространении языков: "Русский пока еще объединяет наше поколение и ассоциируется с Советским Союзом, но мои студенты уже свободно говорят на трех языках — для них лингвистическая идентификация уже не так важна".

Советских праздников в Казахстане формально нет. Новый год встречают вместе с "Иронией судьбы", открывая "Советское шампанское". 23 февраля официально не празднуют, но тех, кто служил в Советской армии, поздравляют. Как говорит Эдуард Полетаев, "в большинстве военных организаций начальство закрывает глаза на то, что мужчины могут сесть и отметить праздник в конце рабочего дня". 8 марта женщины получают цветы, а компании проводят корпоративы. В день полета Юрия Гагарина у казахстанских работников науки свой праздник. 1 мая осталось красным днем календаря, но страна отмечает День единства народов Казахстана, а не день весны и труда. День защитника отечества перенесли на 7 мая — дату образования казахстанской армии. Тогда же бывают и парад с салютом (в 2015 году в честь 70-летия Победы парад прошел 9 мая). День Победы — выходной. Акция "Бессмертный полк", цветы ветеранам, возложение венков к вечному огню, фильмы про войну — традиции празднования мало отличаются от российских. 31 мая — День жертв политических репрессий (в 2007 году у официального названия появилась приписка "...и голода"). Из новых праздников — 6 июля. В Казахстане отмечают День Астаны, совпавший с датой рождения главы государства. Кроме того, у господина Назарбаева есть профессиональный праздник — День президента 1 декабря, который сопровождается салютами и массовыми гуляньями. Спустя 15 дней казахстанцы столь же широко отмечают День независимости. Еще один государственный праздник, посвященный суверенитету,— День конституции 30 августа. Дни знаний, строителей, нефтяников, шахтеров, металлургов, энергетиков, учителей, машиностроителей в казахстанском календаре остались на тех же местах, что и в советском.

Переименования городских топонимов прошли в Казахстане в целом спокойно. Национализация уличных названий споткнулась о мнение местных жителей в 2016 году в Караганде, где они настаивали на сохранении улицы Щорса, и в Кокшетау, где администрация в 2009 году собиралась переименовать улицу имени основателя города Петра Капцевича, лишь девятью годами ранее потерявшую название Сакко и Ванцетти. За последнюю четверть века власти несколько раз объявляли ономастический мораторий. "Жители Петропавловска и Павлодара пока отстаивают исторические названия городов, связанные с Российской Империей. Но национальный состав уже изменился: в Павлодаре русских и казахов почти поровну,— констатирует политолог Полетаев.— Могу предположить, что через 10-15 лет пройдет референдум, и Павлодар станет Кереку, а Петропавловск — Кызылжаром. В Усть-Каменогорске уже сейчас сокращенное название Усть-Каман преобладает над официальным даже в среде русскоязычных. Уральск потихоньку становится Оралом". Социолог Гульмира Илеуова вспоминает: "Когда новый аким в Павлодаре начал резкую казахизацию, русское население отреагировало негативно — мы явно фиксировали падение уровня социального самочувствия. Центр акима убрал, хотя и сняли его за коррупцию, после чего президент несколько раз сказал, что не стоит торопиться с переименованиями".

По понятным причинам Алматы избавился от пяти улиц Ленина, двух Коммунистических и Октябрьских, улиц 60-летия СССР и 60 лет Комсомола, Юных коммунаров, Розы Люксембург, Луначарского, Кирова, Калинина и проч. Улицы героев Советского Союза снайпера Алии Молдагуловой и пулеметчицы Машук Маметовой, панфиловца Бауыржана Момышулы, летчицы Хиуаз Доспановой, репрессированного писателя и председателя совнаркома Сакена Сейфулина, писателя и академика Мухтара Ауэзова сохранились во многих городах республики. Улицы Желтоксан появились в Астане, Алматы, Кызылорде, Шымкенте и Талды-Кургане. Новые улицы по всей стране носят имена известных батыров, ханов, акынов, писателей, биев (судей) и репрессированных в годы "большого террора" общественных и культурных казахских деятелей.

Политика памяти в отношении топонимов оказалась в Казахстане на удивление всеобъемлющей. В нескольких городах появились улицы имени Динмухамеда Кунаева, Амангельды Иманова, эмигрировавшего антисоветчика, идеолога независимости Туркестана, отказавшегося возглавлять Туркестанский легион вермахта Мустафы Шокая, репрессированного литератора и большевика Ахмета Байтурсынова, а также Алихана Букейханова, расстрелянного в 1937 году. Социолог Илеуова признается: "Сначала казалось, что Кунаева хотят забыть на официальном уровне. Сейчас началась канонизация".

Вместо "Ленинопада" в Казахстане шел "Лениноперенос". Памятники основателю советского государства уносили с центральных площадей в парки и на окраины в Алматы, Астане, Шимкенте, Кустанае, Талдыкоргане, Рудном, Павлодаре и многих других городах. В Караганде памятник отстояли местные коммунисты (на выборах в марте 2016 года на фоне памятника они отпускали в небо голубей). В Семее бюсты и памятники Марксу, Ленину, Кирову и Фрунзе свезли на Аллею вождей. В нескольких населенных пунктах гранитных и бетонных Лениных пытались уничтожить (огнем и арматурой), но не власти, а граждане.

Памятник первому президенту АН КССР Канышу Сатпаеву в 1999 году открыли в Алматы, в 2010-м — в Павлодаре, в 2011-м — в Караганде, в 2014-м — в одноименном городе, который еще в 1990 году перестал быть Никольским. Именем академика Сатпаева в Казахстане названы институт АН, несколько вузов, канал, улицы и растения. В 2015 году улицей Сатпаева стала называться улица Левона Мирзояна — выяснилось, что бывший руководитель советского Казахстана, при котором страна поборола страшный голод, участвовал в репрессиях на территории республики, но сам был расстрелян в 1939 году. В 1997 ему поставили памятник в Актобе, и в отличие от столицы улицу его имени пока не переименовали. В Кустанае и Шимкенте в начале 2000-х появились памятники расстрелянному большевику Ахмету Байтурсынову, чье имя носит Кустанайский ГУ. В 2000 году Казахский экономический университет получил имя Турара Рыскулова, председателя СНК Туркестанской АССР.

Памятники ветеранам войны Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой стоят в нескольких городах страны, включая столицы. В Актобе — музей Молдагуловой, в Уральске — Маметовой. Вокруг памятника, на котором написано "Алия" и размещена медаль "Золотая звезда", на мемориале в центре Астаны изображен весь XX век Казахстана: от гражданской войны к Великой Отечественной, взлету "Востока-1", развитию науки, культуры и сельского хозяйства. Молдагулова, подняв винтовку над головой, ведет солдат в бой, Маметова строчит из "Максима", возле "Байтерека" стоит металлург — кого он изображает рядом с символом нового Казахстана, понятно и без портретного сходства.

На пути, проходящем по красным коврам, можно увидеть значки октябренка, пионера и комсомольца

Музей первого президента Казахстана находится в прежней официальной резиденции в центре Астаны, где господин Назарбаев работал до того, как была построена нынешняя — Ак-Орда. Отношение к наследию СССР в музее весьма комплиментарно. На фоне плакатов "Казахстан дает Родине мясо, молоко, шерсть" о распаде страны аудиогид рассказывает с сожалением, напоминая, что Казахстан последним подписал декларацию независимости, но преподносит как неизбежность.

На стендах — типичная биография номенклатурного работника, прославляющая советские социальные лифты. В бывшей приемной президента за стеклом размещены прялка и скромная швейная машинка, принадлежащие семье будущего лидера нации, а уже соседняя дверь ведет в президентский кабинет с оригинальными интерьерами. На пути, проходящем по красным коврам, можно увидеть значки октябренка, пионера и комсомольца, школьный аттестат, книги "История Казахской ССР" и "История ВЛКСМ и пионерской организации", профсоюзный билет, почетные грамоты с профилем Ленина, наконец, 11 удостоверений с советским гербом, одно из которых — "член ЦК КПСС" — подписано Михаилом Горбачевым. От оригинала газеты "Коммунизм ш н" с заметкой о том, как казахстанский школьник Назарбаев единственным удостоился чести переписываться с китайским товарищем Джоу Бай Сяо в 1958 году, до президентского штандарта независимого Казахстана — несколько метров. В этом музее советская страна — это государство, в котором живший до шести лет на селе мальчик из простой деревенской семьи может, закончив школу, уехать на Украину осваивать профессию металлурга в училище, вернуться на родину, проработать девять лет чугунщиком и газовщиком в Караганде, параллельно продвигаясь по комсомольской линии, чтобы потом, вступив в партию, возглавить не только отдел промышленности горкома в Темиртау, но и весь Казахстан. В этом музее, посещение которого бесплатно, воспитанники детского сада не видят ни голода, ни репрессий, ни войны.

При этом акцент на советском периоде в истории Казахстана в государственных музеях не делается. В исторических, этнографических, политических, военных экспозициях и российский, и алаш-ординский, и советский периоды истории представлены. Поколение независимости узнает об алашординцах в школе — часть советской историографии, считавшая их условно "плохими белыми", сражавшимися против "хороших красных", однозначно исчезла. Но по-настоящему нынешний Казахстан возводит свои истоки к Казахскому ханству. Доктора исторических наук Гульнара Дадабаева из Алматы и Айболат Кушкумбаев из Астаны словно говорили друг с другом, показывая мягкие противоречия внутри профессионального сообщества:

— Мы не унаследовали политических институтов Казахского ханства, к которому сейчас часто возводят истоки. Практически все наше институциональное наследие — от Советского Союза.

— Мы вышли из Казахской ССР, но последним национальным образованием до периода колонизации было Казахское ханство XV-XVIII веков, являющееся одним из преемников Золотой орды, 550 лет которого мы отмечали в прошлом году.

Властям сомнения историков чужды. В огромном атриуме Национального музея размещен триптих, на котором слева — ханы Керей и Жанибек, "ставшие основоположниками Казахского ханства", справа — Тауке-хан, разработавший свод законов "Жеты Жаргы". В центре — Нурсултан Назарбаев, чей "художественный образ раскрывается через символизм исторической масштабности государственного деятеля мирового уровня". В одном из залов Национального музея есть диорама, показывающая обряд "поднятия хана": четыре самых заслуженных батыра или бия поднимали хана над головой на белой кошме и показывали знати и народу, присягая ему. На противоположном берегу Ишима в Музее первого президента тоже висит белая кошма, которую использовали в одной из инаугураций. Стоя на ней, господин Назарбаев в 1999 году приносил присягу, пройдя по белому ковру из войлока под залпы салюта мимо здания резиденции, ставшего музеем.

"Во многом нынешний межэтнический мир опирается на личность президента, который был воспитан в рамках советской системы",— говорит Гульнара Дадабаева. "Назарбаев — интернационалист в хорошем смысле. Он реально помнит, что такое дружба народов,— добавляет социолог Илеуова.— Старшее поколение, сделавшее карьеру при СССР, сохраняет ностальгию. Люди возраста 45-55 лет — одно из самых депрессивных поколений. Они сильно потеряли материально и не смогли приспособиться к капитализму. Старики возлагают надежды на внуков, условно считая своих детей "лузерами". Поколение независимости постоянно слышит о позитиве и справедливости в отношении социальной системы СССР от пожилых, минуя родителей. Этот "перескок" мы явно фиксируем: молодые оценивают Советский Союз, как их бабушки и дедушки".

"Казахстан слишком долго существовал в рамках Российской Империи и СССР, чтобы сразу в 1991-м появилось что-то, чем можно гордиться, кроме независимости,— говорит госпожа Дадабаева.— Исследования по истории Казахского ханства существовали и в советский период, однако тема стала наиболее востребованной после 1991 года. Тема голода сейчас не так популярна. Великая Отечественная война — разве это не повод для гордости в нашей истории?"

На входе в алматынский парк 28 панфиловцев, в отношении которого почти каждый год в преддверии 9 мая выдвигаются инициативы о переименовании, баянист играет вальс из "Берегись автомобиля". В центре рекламы банка на билборде — ленточка цветов национального флага, орден Отечественной войны I степени и надпись "Народная Победа" на двух языках. В Доме армии, ограничивающем парк,— музей войны со старой советской экспозицией, центральный экспонат которой — знамя СССР, найденное в 70-х на останках защитника Брестской крепости. Музей патронирует Айгуль Байкадамова, внучка генерала Панфилова. На вопрос "Власти" о памятнике ее деду, кому он, две девочки отвечают: "Была война. Очень страшная. И наши казахи совершили подвиг. Они победили нацистов". У тумб с землей из городов-героев не лежат цветы, но сидят подростки с напитками и молодые родители с семечками. На фоне Вечного огня делают селфи, но постовой полицейский периодически отгоняет гуляющих. В центре парка бывшей казахстанской столицы огромный солдат, рвущийся вперед, многотонным бронзовым телом закрывает кремлевские зубцы. Под ними надпись "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". До Москвы отсюда 3771 км.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.kommersant.ru/doc/2968021

Показать все новости с: Нурсултаном Назарбаевым

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
90%

казахстанских водителей давали взятки сотрудникам ГАИ

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30