Чуть больше, чем через два месяца в Кыргызстане закончится льготный период пребывания в ЕАЭС, что значит, что в стране вступят в силу общие для всех стран-участниц тарифы, налоги, законы и положения.
Готова ли к новым экономическим реалиям наша страна? Думается, что не очень. Остаются открытыми очень многие вопросы интеграции.
Буквально на днях, на заседании Евразийского межправительственного совета, премьер-министр Кыргызстана сетовал на то, что кыргызская продукция никак не может попасть на общий евразийский рынок. Причиной тому глава кыргызского правительства видит в наличие ветеринарного контроля на границе с Казахстаном, который вроде как должен был давным-давно быть снят. Но все еще препятствует прохождению нашей продукции на общий рынок. Этот вопрос глава кабмина назвал очень чувствительным, по его словам, такая ситуация негативно воспринимается не только нашими производителями продукции, но и населением Кыргызстана в целом. Премьер КР при этом напомнил, что на последней встрече казахская сторона согласилась оказать помощь в решении данного вопроса, но воз и ныне там. «Такая ситуация не может продолжаться до бесконечности. Первоначально решение вопроса перекинули с многостороннего на двусторонний уровень. Теперь наши партнеры, ссылаясь на то, что вопрос требует решения на уровне пяти стран, не признают ветеринарную систему Кыргызстана на двустороннем уровне», - заявил Сооронбай Жээнбеков.
Но тут же хочется спросить, а необходимые лаборатории у нас в стране имеются? Вроде как, на их строительство и оборудование выделялись средства, но лабораторий-то нет! Т.е. необходимых экспертиз в нашей стране продукция не проходит, это противоречит общепринятым нормам в рамках ЕАЭС, а значит проблема с экспортом мяса и мясной продукции – это наша проблема, которую мы за полтора года так и не решили. А виноваты казахи! Они может быть и не особо заинтересованы в решении означенного нашим премьером вопроса, заинтересованная сторона мы – нам и решать задачу. И для начала было бы неплохо привести в соответствие те же лаборатории. А потом уже намекать коллегам на однобокость. «Несмотря на наличие конфликта интересов, надо смотреть на ситуацию шире. Однобокий подход и защита отдельных интересов не способствуют углублению и укреплению интеграции в целом», - подытожил премьер-министр Кыргызстана.
Пока политики обсуждали вопросы интеграции на высоком уровне в Москве, в Бишкеке представители бизнеса пытались решить другие вопросы. Таможенная служба Кыргызской Республики напомнила таможенным брокерам, что меньше чем через три месяца их деятельность может оказаться «вне закона». Речь идет о залоге в миллион евро, который брокеры должны предоставить, чтобы продолжать свою деятельность.
Очевидно, что для местного бизнеса – это непосильная сумма. Позволить себе «заморозить» для обеспечения гарантии семьдесят восемь миллионов сомов не сможет ни одна из брокерских компаний. И это проблема! И о ней брокеры говорят с тех пор, когда на уровне евразийской экономической комиссии впервые была озвучена эта баснословная сумма. Согласно Таможенному Кодексу ТС, которым пользуются все страны-участницы ЕАЭС вопрос залога и его суммы решается на уровне евразийской экономической комиссии, т.е. для всех сумма залога единая. До принятия нового Таможенного Кодекса, подписание, а значит и принятие которого намечено на конец нынешнего года, эта тема пока подлежит обсуждению.
Ассоциация брокеров Кыргызстана предлагает снизить установленную гарантию до более «реальной» суммы. Проанализировав ситуацию в Кыргызстане, брокеры пришли к выводу, что местным компаниям под силу выставить залог в сто пятьдесят тысяч евро максимум.
«Видимо они просто не понимают, что здесь для брокеров нет бизнеса на миллион. За всю историю существования сферы таможенных брокеров, в Кыргызстане было всего два случая, когда сумма таможенных платежей составляла около миллиона евро. По нашей инициативе сумма в сто пятьдесят тысяч была озвучена на совете ЕАЭС, но Казахи сказали – пятьсот, белорусы, где все заточено под президента, сказали – миллион, армяне, бедная страна, где мы даже ассоциации брокеров не нашли, тоже сказали – миллион, на уровне своих государственных институтов, министерств и т.д. Россия пока ничего не сказала», - рассказал в интервью «Региону.kg» член ассоциации брокеров, Фархад Атавалиев.
И если сумма залога принимается коллегиально, и едина для всех, то меры по его обеспечению отданы на национальные законодательства. Т.е. каждая отдельная страна в праве решать, каким образом бизнес может ее гарантировать. Согласно закону о таможенном регулировании в Кыргызстане, перечень мер состоит из четырех пунктов. Первый механизм – это залог, который в нашей не работает, он существует лишь де-юре. Второй – это банковская гарантия – ее можно получить, имея на счету тот самый миллион, который «замораживается», при получении гарантии. На сегодня наша таможня этот механизм видит приоритетным. Третий механизм – депозит, который по сути аналогичен банковской гарантии. Четвертый пункт – это договор поручительства. Этот механизм мог бы стать выходом из патовой ситуации, в которой сегодня оказались брокеры. Поручителем здесь могли бы выступать, как крупный бизнес, так и частные предприниматели. Они могли бы предоставлять залог – свой миллион – за определенные комиссионные. Но и этот механизм у нас существует лишь в теории, т.е. для него не разработаны даже конкретные инструкции. А это значит, что это нерабочий инструмент.
Таможенные брокеры предлагают внести в данный перечень еще один пункт – простой и удобный, договор страхования. К слову сказать, такой механизм внедрен в Казахстане. Сейчас 90 процентов кыргызских брокерских компаний работают по такой схеме. Т.е. здесь поручителем является страховая компания, которая ежемесячно получает страховые взносы от таможенных брокеров. Согласно той же статистике за двадцать с лишним лет существования сферы таможенных брокеров не было практически не одного страхового случая. Этот механизм позволит бизнесу, работающему в таможенной сфере остаться «на плаву», но! Наше правительство почему-то не спешит на встречу брокерам. Не торопятся посодействовать в этом вопросе и депутаты Жогорку Кенеша. Проект поправок в закон о таможенном регулировании находится сейчас на рассмотрении в профильном комитете парламента.
Между тем до часа «Икс», который наступит с завершением льготного периода, остается все меньше времени. И если вопрос с миллионным залогом не решится, то уже 13 февраля остановится практически все грузопотоки - и автомобильный, и авиа и железнодорожный.
Затягивание вопроса с адекватными мерами обеспечения залога может быть вызвано только одной причиной, - уверены брокеры. – Намерение отсеять действующие компании и создать монополию. Возможно на рынок готовится зайти крупный брокер, у которого есть миллион, иначе объяснить сложившуюся ситуацию невозможно.
«Чем это грозит? Первое, Институт таможенных брокеров, как таковой сократится на 90%. Второе, сюда придут иностранные компании, либо местные олигархи, которые будут этим бизнесом заправлять – регулировать цены по своему усмотрению, устанавливать свои тарифы и т.д. как это было в прошлые коррупционные годы. И третье, самое главное, это отразится на бизнесе, и на импорте в Кыргызстан, как следствие», - говорит член ассоциации брокеров, Фархад Атавалиев.
С другой стороны, возможно, никакого злого умысла в бездействии правительства и нет. И оно просто по привычке откладывает решение важных проблем на самый последний момент. Нам не привыкать решать вопросы «за пять минут» до полного коллапса, а тут еще почти три месяца впереди.
Правила комментирования
comments powered by Disqus