90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Кадыр Маликов: Кыргызстан попал в «опасный список»

Кадыр Маликов: Кыргызстан попал в «опасный список»

«Страна поднялась в международном индикаторе террористических рисков. Мы попали в список стран, где присутствует риск терроризма. По сути, из всех республик Центральной Азии Кыргызстан занимает первое место по террористической угрозе. Это неофициальные данные», - заявил директор аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов, выступая на заседании круглого стола в Бишкеке.

 

StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:

Сегодня мы можем точно сказать, что все процессы радикализации связаны с событиями, политикой и с той ситуацией, которая складывается на Ближнем и Среднем Востоке, а Сирии, Турции, Ираке и Афганистане. Наблюдается связь не столько идеологическая, но в большей степени она имеет геополитический контекст. То есть, это борьба между различными лидерами региона, а также между западным блоком, во главе с США и как противовес Россией и другими странами. Современные вопросы терроризма и экстремизма превращаются в геополитический инструмент влияния.

Те процессы, которые происходят в Кыргызстане, в Казахстане, Узбекистане и тем более в России взаимосвязаны между собой из-за внутренней миграции и из-за процессов возвращения к религии или реисламизации. Это очень опасный процесс, когда реисламизация происходит на фоне нехватки знаний, религиозных кадров, имамов, теологов, ученых и отсутствия базовой традиционной школы ислама, которая была разрушена за 70 лет. К опасным тенденциям, которые приводят к радикализации можно прибавить вопросы безработицы среди молодежи, бедности, наличие высокого уровня коррупции, сохранение жесткости режимов. Молодежь не видит своего будущего и самореализации, в государстве слабые или отсутствуют социальные лифты, уровень светского образования с каждым годом падает, также наблюдается маргинализация населения и разделение по различным признакам.

Сегодня можно сказать, что наблюдаются молодежные субкультуры, объединенные в определенные группы по определенным признакам. Плюс к этому идет процесс реисламизации, но он носит спонтанный характер. Массовый, но не качественный. По сути, в Кыргызстане духовенство не смогло представить свой национальный проект, стратегию развития ислама и поэтому наша мусульманская молодежь разбита на различные группировки, то есть она фрагментирована на джааматы. Каждый джаамат все-таки исповедует экспортированные идеи, их идеи ориентированы на внешние центры и их ценности. Поэтому традиционные мечети и национальные имамы не способны отвечать на современные вопросы, в том числе политические.

Вопрос возвращения к исламу связан с вопросами как в современном мире мусульманину относится к неисламским ценностям. Например, к демократии или к светскости государства, как относиться к западным ценностям, к нелиберальным ценностям? Как рассматривать вопросы самоидентификации? Сегодня молодежи необходим ответ на вопрос: «Кто я? В первую очередь мусульманин, а потом кыргыз или я сначала кыргыз, а уже потом мусульманин?». На эти вопросы сегодняшнему духовенству очень тяжело ответить. Особенно трудно говорить на политические темы: что такое джихад, его правила и запреты. Наше духовенство сегодня ограничено, полностью отделено от политики, при этом находится под контролем государства. Но в это же время, на эти вопросы отвечают политические религиозные движения. Некоторые из них умеренные, другие радикальные. Они ориентируются на запрос общества, имеют политическую повестку дня. Соответственно, возникают очень большие риски, и они будут сохраняться в Кыргызстане.

Раньше радикализация проявлялась как факт вербовки, и наша молодежь выезжала за пределы Кыргызстана, чтобы воевать в Сирии и в других горячих точках. Наблюдалась высокая динамика этого выезда кыргызстанцев в Сирию. С 2012 года по сегодняшний день в ряды террористических организаций вступило от 800 до тысячи человек. Сегодня наблюдается новая тенденция. Количество завербованных для участия в военных действиях людей, но это не значит, что уменьшается радикализация среди молодежи. Наоборот есть определенные посылы и это связано с той ситуацией, которая происходит в Сирии и Ираке.

Оттуда идет пропаганда, чтобы граждане Центральной Азии и России не выезжали, а создавали радикальные группы у себя дома. Это еще хуже. Радикализацию невозможно остановить, просто вскрывая ячейки и запрещая их. Должна быть представлена альтернатива для самореализации молодежи.

Какая это должна быть альтернатива? Мы не можем противопоставить радикализации светские ценности или национальные ценности. Альтернатива – это исламские ценности, но которые будут отвечать на вопросы современности, возможно на политические и геополитические вопросы, но в рамках национальных государств, с учетом их культурных ценностей.

В Кыргызстане присутствует не только ИГИЛ, но и идеология «Джабхат ан-Нусра». Это две противодействующие группировки, которые имеют единый корень, похожие идеологии, но различные методы. Первые используют более жестокие методы, вторые мягче, но по сути – это одно и то же. Нашу молодежь могут поставить перед выбором: или ИГИЛ или «Джабхат ан-Нусра». Третья политическая сила - это Хизб ут-Тахрир. Сегодня она терпит идеологический и финансовый кризис в своих рядах. Идеологический потому, что появилась более конкретная идеология с проектом внедрения Халифата, а Хизб ут-Тахрир не смогла реализовать эту идею. То есть 20 лет они были и есть в подполье, но сделать ничего не смогли и молодежь сейчас перетекает в более активные террористические организации. Возможно не массово, но такие факты есть.

Сегодня молодежь является объектом вербовки и определенной политики. Идет борьба за умы нашей молодежи. Мы можем их потерять или создать определенные площадки для противодействия радикализации. Сегодня наиболее острые проблемы – это соотношение исламских ценностей к современным реалиям, соотношения исламских ценностей к национальной специфики, с учетом демократии, суверенного государства и светскости. Но никто не имеет право в одностороннем порядке изменять и вмешиваться в процесс. Нужна поддержка обеих сторон: религиозной и светской. Потому что без двухстороннего движения друг к другу диалога не получится. Будут постоянно возникать проблемы, которые разделяют общество на светскую и противостоящую ей исламскую часть. По сути дела, это происходит из-за ошибок с обеих сторон. Разделение общества – это последствия непонимания и отсутствия диалога. Проблема в том, что большинство наших чиновников находятся под влиянием атеистического, советского понимания секулярности и светскости. По их мнению, есть четкое разделение светскости и религии.

Однако люди уже живут в двух этих параллельных реальностях. Если государство не может дать ответ, куда мы идем, то общество и особенно молодежь сама найдет путь, свои ценностные ориентиры. Но это не значит, что это будет правильный путь. С другой стороны, сами мусульмане не готовы представить свой проект развития, нет ученых, которые готовы разработать траекторию пути Ислама в рамках Кыргызского государства, с учетом современных вызовов и реалий.

Еще я хотел бы обратить внимание на то, как молодежь должна работать, чтобы снизить радикализацию в обществе. Естественно на государство рассчитывать не приходится. Поэтому необходима самоорганизация общества с поддержкой государства. Главное, чтобы оно не мешало этому процессу. Необходимо создавать диалоговые площадки. Я приведу пример, мы начали отходить от слов к делам и создали так называемую площадку «Умма». На этой площадке встречаются не только мусульмане, но и вся молодежь Кыргызстана. Она открыта для всех, хотя и позиционирует себя как мусульманская организация. «Умма» создана для развития интеллектуального ислама среди молодежи. Сегодня есть два пути: либо это будет процесс радикализации и морганализации, либо процесс создания интеллектуального ислама. Но огромная проблема сегодня – это кадры.

Нужно их создавать и мотивировать молодежь на социальную активность. Потому что если молодые люди не увидят свое место в государстве или распознают государство как антиисламское, то мы можем просто потерять в будущем это государство. Начнется раскол общества. Сегодня нужно работать с умами молодежи. Необходимо не допустить раскола на светских и религиозных. Для этого необходимо проводить лекции и проекты направленные на поднятие интеллектуального уровня среди мусульманской молодежи. В рядах молодежи сейчас происходит много процессов и необходимо работать с ними.

 

Конференция «Новые форматы противодействия религиозному экстремизму. Молодежные инициативы» была организована инициативной группой «Молодежь против экстремизма». Материал предоставлен организаторами мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Владимир Вольфович Жириновский

Жириновский Владимир Вольфович

Зампредседателя Государственной Думы РФ

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

58,5%

населения Таджикистана имеет доступ к питьевой воде

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31