По оценке экспертов Международной организации по миграции, в свое время экономический рост превратил Казахстан в страну транзита и иммиграции, привлекающую квалифицированных работников из разных стран. Но, одновременно, наша страна привлекает все больше низкоквалифицированных трудящихся мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
Такое положение является следствием того, что число трудящихся-мигрантов из стран Центральной Азии в России стабильно уменьшается. И такая тенденция, согласно прогнозам, будет сохраняться в течение ближайших десяти лет. Небольшая часть мигрантов давно облюбовала новые страны, такие как Турция, страны Ближнего Востока и даже Америка и страны Западной Европы. Но большая часть в последнее время стабильно предпочитает соседний Казахстан.
В 2014 году российские власти ввели ограничения на въезд в Россию иностранной рабочей силы. В частности, граждане из стран СНГ могли работать в России не более 180 дней в течение года. За нарушение миграционного режима ФМС начала закрывать им въезд в Россию на 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести нарушения. Самое интересное, что нарушитель о наличии запрета на работу в России узнавал только при попытке въезда.
Кроме того, введение патентов на право работать привело к подорожанию труда иностранного работника. Так что работодателю стало выгоднее брать на работу россиян, а не трудящихся-мигрантов. В 2016 году численность таких мигрантов из стран Центральной Азии продолжала падать в России.
«Россия частично потеряла свою привлекательность в качестве страны назначения для трудоспособного населения Центральной Азии, желающего найти работу за границей. Об этом свидетельствует снижение числа мигрантов из всех центральноазиатских республик, за исключением Кыргызстана, вступившего в ЕАЭС в 2015 году», — считают эксперты МОМ.
Кроме того, по мнению экспертов, на мигрантов в России часто смотрят как на опасность в виде распространителей религиозных идей радикального толка. В отдельных случаях мигрантов из Центральной Азии связывают с экстремистской деятельностью.
Специалисты МОМ отмечают, что продолжающийся экономический спад, который начался в России в 2014 году, в следом – обесценивание рубля и валют стран Центральной Азии и широкомасштабное наложение санкций, в частности запрета на повторный въезд – это главные причины оттока мигрантов из России. «В результате многие из них почувствовали на себе действие новых или усугубившихся факторов уязвимости, от потери финансовых ресурсов до появления чувства безысходности и снижения самооценки», — считают эксперты.
По словам Деяна Кесеровича, координатора по Центральной Азии и главы миссии в Казахстане за последние пару лет число трудящихся-мигрантов в России снизилось в два раза, и, по сути, все эти люди обосновались в Казахстане. В качестве альтернативы трудящиеся-мигранты из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана выбрали две страны – Турцию и Казахстан. Согласно «Региональной полевой оценке по Центральной Азии» от 2016 года, сделанного экспертами МОМ, почти 950 тысяч граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана временно проживали на территории Казахстана в 2015 году по сравнению с около 500 тысячами мигрантов в 2011 году.
Граждане Узбекистана составляют наиболее многочисленную группу, располагающую самыми развитыми социальными сетями мигрантов благодаря родственным связям по обе стороны узбекско-казахстанской границы. С 2014 по 2015 год количество узбекских мигрантов увеличилось с 530.683 до 797.982 человек, что составляет большую часть общего прироста миграции в направлении Казахстана.
Граждане Кыргызстана и Таджикистана мигрируют в Казахстан не в таких больших количествах, хотя за последние два года было замечено усиление миграционных потоков и из этих двух стран.
Где обосновались мигранты
По словам многих трудящихся-мигрантов из стран-соседей, в Казахстане им легче слиться с толпой, а значит, и полиция, включая миграционные службы, меньше их беспокоят.
Узбеки, киргизы, таджики давно разделили между собой сферы деятельности в Казахстане. Узбеки обосновались в ресторанном бизнесе, и в Алматы, и в Астане уже огромное количество кафе, тандырных и шашлычных с узбекским характером. Таджики открыли овощные лавки в городе, и к ним, кстати, приятно ходить – они умеют продавать, так что все остаются довольными. На Зеленом базаре в Алматы сухофрукты и диковинные фрукты тоже продают мигранты из солнечного Таджикистана.
И узбеки, и таджики продолжают строить наши дома и ремонтировать наши квартиры. Там у них даже существует своя отраслевая конкуренция. Киргизы тоже стоят на базаре, их можно встретить на стройках Казахстана, в ресторанном бизнесе. Но, надо отметить, что много граждан этой страны занимают высококвалифицированные позиции в крупных компаниях.
По результатам региональной полевой оценки экспертов МОМ, мигранты, следовавшие через Казахстан транзитом, после получения отказа во въезде в Россию на российской границе, решают остаться в Казахстане, стремятся устроиться на работу в нашей стране, вместо эмиграции в Россию.
Поправки в казахстанское законодательство
Между тем, полевые оценки ситуации в нашем регионе, которые проводились экспертами МОМ, трудящимся-мигрантам стало сложнее отправлять деньги домой из Казахстана. Причина заключается в низких ценах на нефть, которое привело к обесцениванию казахстанского тенге и в целом на казахстанской экономике.
По данным Национального банка Республики Казахстан, в 2014–2015 годах денежные переводы из Казахстана в Кыргызстан упали на 15 процентов (с 73,8 до 62,3 миллионов долларов США), а денежные переводы в Узбекистан снизились на 17 процентов (с 191,8 до 159 миллионов долларов США). При этом, за тот же период объем переводов частных лиц в Таджикистан увеличился с 11,9 до 15,7 миллионов долларов США; скорее всего, это произошло по причине резкого роста миграции из Таджикистана в Казахстан, почти удвоившейся с 2014 по 2015 год.
При таких негативных последствиях ухудшения экономической ситуации в Казахстане планируется внести поправки в миграционное законодательство, ограничивающие возможности трудоустройства для низкоквалифицированных трудящихся мигрантов. В результате таких изменений многим трудящимся-мигрантам из Центральной Азии, и с запретом на повторный въезд в Россию, станет еще сложнее найти работу на законных основаниях в Казахстане.
Помощь мигрантам от МОМ и НПО
Большая часть трудящихся-мигрантов, по полевой оценке МОМ это цифра составляет 62 процента, не имели связей и знакомых в Казахстане. В результате процедурой их легализации занимались случайные люди. Это, либо, случайным знакомым, либо посредникам и работодателям.
«Во многих случаях они жили и работали незаконно, подвергались обману и эксплуатации, не получали зарплату, а некоторые из мигрантов сообщили даже о фактах избиения других мигрантов работодателем», — говорится в отчете МОМ.
Там же есть сведения о том, что случаи, когда мигранты и обращались в НПО или МОМ, то делали это либо случайно, либо узнав о них из разговоров. «По-видимому, они не искали помощи извне из-за тех условий сильной зависимости и контроля, в которые их поставили работодатели и посредники, так как мигранты не доверяли официальным учреждениям и опасались реакции со стороны работодателей», — считают эксперты.
Среди участвовавших в интервью мигрантов в Казахстане широко распространены два ошибочных представления: НПО и МОМ считаются государственными учреждениями; мигранты боятся государственных учреждений и считают их источником санкций, а не информации и помощи, так как мигранты видели себя скорее нарушителями закона, а не жертвами.
Из всей этой ситуации с трудящимися-мигрантами, их правами и положением в Казахстане, соответствующим органам республики необходимо вносить коррективы в миграционную политику.
Правила комментирования
comments powered by Disqus