90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Нужна ли Центральной Азии ядерная энергетика?

15.09.2017 16:56

Энергетика

Нужна ли Центральной Азии ядерная энергетика?

29 августа - Международный день действий против ядерных испытаний, который отмечается благодаря инициативе Казахстана в ООН. В этот день в 1949 году СССР испытал на территории Семипалатинского полигона Казахской ССР своё первое ядерное оружие. Полигон не работает с 1991 года по указу Президента Нурсултана Назарбаева, однако до сих пор последствия испытаний ощущают на себе местные жители.

В этом году на Ульбинском металлургическом заводе состоялось открытие первого в мире и в ЦА банка низкообогащённого урана под эгидой МАГАТЭ. Здание построено с соблюдением всех международных и национальных требований по ядерной, радиационной и физической безопасности.

О том, какое значение имеет данный шаг для всей Центральной Азии, говорили в Бишкеке на круглом столе «Инициативы Казахстана в области ядерной безопасности на глобальном и региональном уровнях». Учёные, чиновники, дипломаты и общественные деятели обеих государств обсудили вопросы развития ядерной энергетики в регионе и рекультивацию хвостохранилищ, оставшихся в республиках со времён СССР по инициативе Посольства Казахстана в КР.

Показатель доверия

Присутствующие сошлись во мнении, что судьбоносное решение о строительстве банка было принято благодаря авторитету Президента РК Нурсултана Назарбаева в мировом сообществе и тому, что для Казахстана развитие мирного атома и отказ от ядерного оружия находятся в приоритете. Тем более что вопрос ядерной безопасности на мировом уровне вынесен Казахстаном и в Совет безопасности ООН, куда республика вошла в качестве непостоянного члена и делегата интересов ЦА в начале 2017 года.

- Открытие банка урана под эгидой МАГАТЭ - отражение уровня доверия мирового сообщества к Казахстану, - отметил в своём выступлении первый секретарь Посольства РК в КР Нурлан ЕШКЕЕВ. - Казахстан придерживается в 21 веке создания географии устойчивого мира, искореняя войну как способ жизнедеятельности. Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев возглавил антиядерное движение и исключил страну из списка держав, имеющих ядерное оружие, добившись такого же мирного статуса и для соседей по региону. Также были приняты и утверждены Концепция ядерной и радиационной безопасности СНГ, межгосударственная целевая программа стран Содружества «Рекультивация территории государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».

Но, к сожалению, мировое сообщество не всегда принимает идею отказа от ядерного оружия, периодически демонстрируя мускулы. Сейчас в мире существует шесть зон, свободных от ядерного оружия, преимущественно в южном полушарии и одна из наиболее молодых и крупных - Центральноазиатская безъядерная зона, появившаяся 10 лет назад. Необходимо консолидировать усилия, чтобы аналогичная безъядерная зона появилась и на Ближнем Востоке.

«Хвосты» под контролем

Другой основополагающей темой для обсуждения экспертов стали хвостохранилища ЦА. Если Казахстан провёл успешную рекультивацию всех объектов, доставшихся в наследство от испытаний и разработок СССР, и привёл в порядок хвостохранилища, то для жителей Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана хвостохранилища с радиоактивными отходами до сих пор представляют угрозу.

В Кыргызстане часть из них расположена в оползнеопасных зонах и поблизости от трансграничных рек. Выручают международные программы по поддержке местных сообществ и рекультивации, а также готовящийся к реализации стратегический мастер-план по рекультивации радиоактивных отходов в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, в реализации которого посодействует международное сообщество, в частности Фонд финансирования рекультивации радиоактивных отходов, созданный по инициативе стран ЦА.

В конце сентября 2017 года документ должны одобрить в МАГАТЭ. Однако ряд работ в Кыргызстане ведётся уже сейчас с помощью доноров. Например, работы на Мин-Куше и в Майлуу-Суу проводила австрийская компания, которая разработала технологию переноса отходов и контроля за безопасностью их транспортировки. В Мин-Куше работы велись совместно с казахскими и российскими специалистами, они получили положительную оценку МАГАТЭ. А благодаря Турции и «Росатому» из Туюк-Суу и других хвостохранилищ на хвостохранилище «Дальнее» перекочевало порядка 1 млн кубометров отходов, которые оползнем могло снести в реку.

- Трассы по перевозке радиоактивных отходов не пролегают через населённые пункты, все меры безопасности соблюдаются, - рассказал Каныбек КАДЫРОВ, ведущий специалист Агентства по обращению с хвостохранилищами при МЧС КР. - У нас уже есть положительный опыт транспортировки отходов по отдельной трассе в Майлуу-Суу. Когда мы его презентовали в Вене, более 30 стран решили узнать больше о нашем опыте - и это можно считать показателем успеха. Конечно, на начальном этапе у нас были недоработки в виде жидкого уранового пути, однако мы быстро их ликвидировали - каждую машину у нас перед выездом на трассу проверяли представители Чуйской эколаборатории. Так же строится отдельная дорога для перевозки отходов, в обход населённых пунктов, уже открыт тендер на её строительство.

Уровень заботы об экологии и местных жителях в проектах рекультивации и переноса радиоактивных отходов планируется сохранять и впредь - предстоит справиться не только с радиоактивным наследием, но и со свинцово-цинковыми отходами, которые попадают в воду рек, например, как в Шекафтаре в реку Сумсар. Они, по данным некоторых исследователей, влияют на здоровье местного населения, одаривая его целым спектром заболеваний - от онкологии до слабоумия, тем более, что местные жители иногда используют стройматериалы с бывшего предприятия, возводя заборы и дома.

Кроме того, радиоактивная вода из Сумсара и ряда других рек может попасть на территорию соседних стран, загрязняя регион постепенно. В частности, только через реку Майлуу-Суу в соседние страны понемногу просочатся торий-230 и уран, пик выброса которых случится через 10 тысяч лет. Посему с выбором мест для новых хранилищ надо быть максимально аккуратными.

- Это паллиативная мера - перенос массы отходов не в сторону, а выше по реке в другие хвостохранилища. Надо рассмотреть более радикальный и безопасный вариант - захоронение либо в 15-е хвостохранилище на плато, либо в стволы заброшенных шахт, куда не поступает вода и где есть оптимальная температура, - считает заведующий лабораторией геоэкологического мониторинга Института геомеханики и освоения недр НАН КР Юрий АЛЁШИН. - В противном случае через несколько лет благодаря природным катаклизмам мы вновь заговорим о необходимости перезахоронить отходы, которые мы перемещаем сегодня.

У нас уже был такой неудачный опыт в третьем хвостохранилище, так как радиация воздействует на оползневую плотность и снижает плотность окружающего грунта. При решении вопроса перезахоронения отходов нужно учитывать все эти нюансы и решать проблему комплексно, совместно со специалистами разных уровней.

Энергия будущего

За круглым столом прозвучал вновь и вопрос создания единой центральноазиатской АЭС и использования при её возведении новых технологий для максимального обеспечения безопасности проекта.

- Радиоактивность - большая опасность для окружающей среды, и атомная энергия понемногу сменяется чистой энергией. Но будущее остаётся всё равно за атомной энергетикой. Для этого власти стран должны обеспечить институциональную базу для работы объектов и все условия для безопасности граждан, как в Германии и Франции. В нашем же случае без этой основы требуется аналитическая структура под эгидой МАГАТЭ и других органов, которая решит эти вопросы. Комитет по атомной энергетике Казахстана играет большую роль в обмене опытом, мы с его помощью разрабатываем совместные региональные проекты и анализируем уровень безопасности, законодательную базу и базу надзора и контроля. Это направление ново для Кыргызстана, поэтому мы и просим поделиться опытом казахских коллег, - подчеркнул Байгабыл ТОЛОНГУТОВ, директор Центра государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при правительстве КР.

По словам чиновника, безопасность проекта будущей АЭС - важный вопрос не только для Кыргызстана, но и для региона в целом. Беспечность в его решении может дорогого стоить.

- Оценка происходящего на АЭС и других объектах, связанных с радиационной безопасностью, требует тщательного контроля. Когда проводился анализ случившейся катастрофы на АЭС Фукусима-1, после которой правительство Японии решило постепенно сокращать число АЭС в стране в пользу других источников энергии, то выяснился любопытный факт. За месяц до аварии японское профильное ведомство одобрило эксплуатацию энергоблока № 1 на следующие 10 лет. Как оказалось, эксперты, обследовавшие станцию, получали заработную плату от компании, на обслуживании которой находилась станция. После чего МАГАТЭ рекомендовала всем странам, использующим мирный атом, сделать надзор на объектах жесточайшим и независимым. В Кыргызстане контроль и надзор за объектами, угрожающими радиационной безопасности, осуществляют различные структуры, не зависящие от чьих-то интересов, поэтому подобная ситуация с подтасовкой данных нам не грозит, - заключил он.

Исакбек ТОРГОЕВ, заведующий лабораторией геоэкологического мониторинга Института геомеханики и освоения недр Национальной академии наук КР:

- Земли Кыргызстана были источником извлечения урана ещё в царское время, разработки ископаемых продолжались и с приходом в регион советской власти, и с наступлением атомного века, когда возможности урана были изучены. Наша республика уникальна тем, что на её территории опробованы все известные способы добычи урана – и из золы радиоактивного угля в Мин-Куше и Каджи-Сае, и традиционная горная добыча в Мин-Куше и Шекафтаре. Кроме того, вплоть до 1985 года велись опытные промышленные работы по извлечению урана из вод озера Иссык-Куль. На берегу Кольцовки был построен цех № 7, занимающийся этим проектом, но экономически данный способ разработки был невыгоден, хотя урана в Иссык-Куле и содержится в 10 раз больше, чем в Мировом океане - 30 мг на литр воды.

Первые хвостохранилища же на территории Кыргызстана были связаны с деятельностью в Майлуу-Суу, где был построен первый комбинат такой направленности в социалистических странах, и куда привозились и радиоактивные руды из других стран соцлагеря -в частности, из Германии, Чехословакии, Китая, Болгарии. Представители прессы должны понимать: проблема есть, но не стоит раздувать её до масштабов Чернобыля! Отходы урановых хвостохранилищ в Майлуу-Суу по классификации МАГАТЭ признаны отходами небольшой активности. Так как практически 90% урана из руды в отвалах извлечено.

Единственная проблема - большое количество отвалов, а так же оползни, сели и землетрясения, разрушающие хвостохранилища. Но с помощью международного сообщества Кыргызстан приводит в порядок наследие СССР в виде военно-уранового комплекса. Из других стран бывшего Союза наибольших успехов в этой сфере добился Казахстан - там к 2011 году были реабилитированы практически все урановые рудники. Сейчас же центральноазиатские республики вместе сотрудничают в решении этой проблемы при поддержке мирового сообщества, и решение проблемы радиоактивного наследия наконец сдвинуто с мертвой точки.

 

По данным ООН, на территории стран Центральной Азии находится 812 млн тонн урановых отходов. Большая часть из них приходится на хвостохранилища в Джалал-Абадской области Кыргызстана, Согдийской области Таджикистана, Ташкентской и Наманганской областях Узбекистана. Если из них произойдет утечка в трансграничные реки, под угрозой радиоактивного заражения окажутся более 5 млн человек. По различным оценкам ситуации на хвостохранилищах и горных отвалах международными экспертами и специалистами МЧС Кыргызстана, только стоимость работ на могильниках Кыргызстана обойдется более чем в 55 млн долларов США.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.news-asia.ru/view/kz/topical/10729

Показать все новости с: Нурсултаном Назарбаевым

15.09.2017 16:56

Энергетика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Мамат Орозбаевич Орозбаев

Орозбаев Мамат Орозбаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
6 млн 638 тысяч

человек численность населения Кыргызстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31