90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Чем занимается в Казахстане «Фонд Сороса» и так ли безобидна его деятельность?

01.11.2017 15:38

Политика

Чем занимается в Казахстане «Фонд Сороса» и так ли безобидна его деятельность?

«Фонд Сороса», работающий в Казахстане двадцать два года, ведет себя тише воды, ниже травы. Но хорошо это или плохо? Вопрос большой. И неоднознаый, учитывая количество скандалов, связанных с работой этой структуры в разных странах мира. Формулировки же, с которыми представителям «Фонда Сороса» дается «отставка», вольно невольно, но сеют зерна сомнений, а не водятся ли и в нашем «тихом омуте» те же самые «черти»?

Совсем недавно на все четыре стороны «Фонд Сороса» из Австрии послал премьер-министр этой страны Себастьян Курц: он дал структурам миллиардера всего 28 суток на то, чтобы они упаковали чемоданы.

«Призрак Сороса — величайшая проблема, с которой мир сталкивается в 2017 году. Он словно кальмар-вампир, обернувшийся вокруг лица человечества. Сорос неустанно загоняет в воронку крови все, что пахнет деньгами. Эти деньги он использует для подкупа коррумпированных политиков, журналистов и общественного деятелей, пытаясь создать мир по своему образу», - так объяснил свое решение австрийский лидер.

Подобный же «мир по своему образу» Сорос создает и у нас, в Казахстане. Однако ни разу никто из членов правительства или гражданских активистов не сравнивал деятельность его фонда в нашей стране с поведением кальмаров или вампиров, хотя, надо признать, и в ножки с благодарностями не падал.

Столь индифферентное отношение, как минимум, удивляет. То ли нам нет дела до того, что «зараза», проникшая вместе с фондами открытого общества в разные страны мира, может вызвать «эпидемию» и у нас. То ли мы настолько наивны, что до сих пор поклоняемся заморскому дядюшке, уверовав не только в силу его миллиардов, но и в чистоту помыслов. То ли просто беспечны – как говорится, «тәуекел тас жарады, тас жармаса бас жарады». Между тем речь идет о десятках миллионов долларов, которые «Фонд Сороса» тратит в нашей стране.

Скатертью дорожка…

Мы неоднократно в своих публикациях поднимали тему деятельности «Фонда Сороса» в Казахстане. Предоставляли слово экспертом, рассказывали о самых дорогих, в прямом смысле этого слова, «любимчиках» фонда из числа НПО, крепко подсаженных на грантовую иглу, делились подозрениями, которые высказывали наблюдатели.

Но в итоге добились только того, что сами были заподозрены в попытке таким вот нехитрым способом откусить кусок от «соросовского пирога», хотя ни разу даже не делали попытки поучаствовать в проектах этой организации. Понятное дело, что нападение – лучшая защита. Но зачем защищаться, причем так топорно, соросоводам и их ярым адептам? Может, потому, что утаить шило в мешке становится все труднее?

Впрочем, что толку теряться в догадках. Факты говорят сами за себя. Одним – о том, что казахстанское отделение фонда открытого общества святее папы римского и априори находится вне подозрений. Другим – о том, что время Казахстана отметиться в скандальном списке антисоровского движения еще не пришло. А оно, это движение, с каждым днем набирает обороты, и демарш Австрии – всего лишь вишенка на торте.

Первой на постсоветском пространстве структуры Сороса «раскусила» Белоруссия. Там представительство фонда свернуло свою деятельность в 1997 году из-за «недоразумений налогового и финансового характера». Счета организации были арестованы, ей вчинили огромный штраф - 3 миллиона долларов, что, по сути, парализовало ее деятельность.

В начале нового тысячелетия представительство фонда не прошло перерегистрацию в Узбекистане. Причиной, как заявлял тогда Минюст республики, стали многочисленные нарушения национального законодательства. В частности, в вину руководству благотворительной организации вменялось несоответствие некоторых пунктов ее устава Законам «О некоммерческих организациях» и «Об общественных фондах», а также осуществление образовательной деятельности без лицензии. Кроме того, было заявлено, что «материалы, распространяемые фондом, искажали суть и содержание проводимых в Узбекистане социально-экономических и общественно-политических реформ, противоречили национальным интересам Узбекистана и дискредитировали политику государства».

В 2015 году «Фонд Сороса» вошёл в российский «патриотический стоп-лист». Этот документ был разработан в Совете Федерации и представлял собой перечень «нежелательных международных и иностранных неправительственных организаций». Чуть позже Генпрокуратура РФ уже официально признала фонд «персоной нон грата» на территории России.

Широкую огласку получили трения, возникшие между руководством Армении и соровскими организациями. Последние там называют «спонсором извращений и государственных переворотов».

Впрочем, постсоветским пространством ареал критики и недоверия к принципам открытого общества, пропагандируемым Соросом, не ограничивается.

В 2016 году хакеры DC Leaks взломали почтовый сервер «Фонда Сороса» и выложили в свободный доступ 2576 документов, касающихся его деятельности. Например, стало известно, что миллиардер израсходовал 33 миллиона долларов на поддержку «пользовавшихся доверием организаций, представлявших исконные интересы населения американского Фергюсона». Упомянутые в документах объединения устраивали беспорядки и акции протеста в Миссури после убийства 18-летнего афроамериканца, который был застрелен белым полицейским в августе 2014-го.

В руки хакеров также попал документ под названием «Стратегия Russia Project на 2014-2017 годы». Речь в нем шла о подготовке в России адвокатов и экспертов, которые, выступая агентами Сороса, специально занимались бы неправительственными организациями, поддерживая «гражданское общество» в его противостоянии государству интеграцию российских граждан в «глобальный обмен идеями» на принципах «критического мышления» (по отношению к народным традициям, Русской православной церкви и другим ценностям русской цивилизации). Также в качестве инструмента воздействия называлась систематическая поддержка сексуальных меньшинств в РФ, придание их активности политического характера.

Осенью прошлого года Айвар Лембергс, мэр латвийского города Вентспилс, заявил: «Сорос финансирует пропаганду принятия беженцев. В Латвии у него есть организации Delna и Providus. Я всегда говорил, что это абсолютно антигосударственные организации. Пропаганда принятия беженцев, что, в конце концов, приведет к социальным, экономическим проблемам и угрозе безопасности, – это антигосударственные действия… Я считаю, что Джорджа Сороса нужно объявить в Латвии вне закона, ему нужно запретить въезд в страну, как запретили российским певцам».

В июле нынешнего года в Будапеште и других городах Венгрии появились плакаты с фотографией улыбающегося миллиардера и надписью «Не позвольте Джорджу Соросу смеяться последним». И это лишь один из нюансов начавшегося выдворения соросовских структур. Отряд борцов с ними возглавляют сам премьер-министр Виктор Орбан и его партия «Фидес», члены которой последовательно критикуют Сороса и финансируемые им организации за вмешательство во внутренние дела страны и попытки влиять на общественное мнение, в том числе и через образовательные программы.

Аналогичная ситуация складывается и во многих других странах, где работают представительства «Фонда Сороса». Например, в Польше лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский назвал спонсируемые Соросом НПО «сообществами внутри нации» и заявил о «необходимости регулирования их деятельности». В Румынии Сороса причислили к «либеральным террористам, которые финансируют зло». А в Македонии и вовсе создано целое движение «Остановим «Операцию Сорос».

В феврале нынешнего года в самих США на имя президента Дональда Трампа была подана петиция с требованием лишить Джорджа Сороса гражданства и запретить ему въезд в страну. Тогда это обращение не набрало положенного числа голосов для рассмотрения официальными структурами.

Но уже в августе появилась другая петиция. За месяц она набрала более 150 тысяч голосов и, согласно правилам, должна быть рассмотрена Белым домом. В ней, кстати, содержится требование «принять во внимание, что Джордж Сорос умышленно и на постоянной основе пытался дестабилизировать ситуацию в США» и немедленно объявить его и всех членов его организаций «террористами» с последующим изъятием как личных активов миллиардера, так и тех, что связаны с его структурами.

Что решила администрация Трампа, пока неизвестно. Но совсем недавно, словно в пику набирающему обороты скандалу, Сорос пожертвовал на продвижение демократии 18 из 23-х имеющихся у него миллиардов долларов. С учетом данного обстоятельства исход противостояния выглядит более чем очевидным...

Камо грядеши?

А вот в Казахстане вопрос о целесообразности присутствия здесь «Фонда Сороса», повторяем, никем не поднимался…Что же такого нам дают соросоводы, от чего мы не можем отказаться?

Сразу скажем: у нас нет желания умалить заслуги фонда и тем более усомниться в их наличии. Отнюдь. Отчасти благодаря его активности наша страна присоединилась к международной инициативе по обеспечению прозрачности в сырьевом секторе. Фонд поддерживает сферу культуры и искусства, журналистское сообщество, институт присяжных, ювенальную юстицию, реализует программы поддержки молодежи. Все это замечательно, но…

Как минимум, настораживает то, что трезвоня на каждом углу о лучших мировых практиках и международных стандартах, призывая наши государственные структуры к прозрачности, сам фонд не очень-то их придерживается. Например, когда отчитывается о своей деятельности. Отчеты на официальном сайте этой структуры, конечно, выкладываются регулярно, но занимают они в среднем около пяти страниц, причем четыре из них касаются исключительно ответственности аудитора. При этом директор представительства «Фонда Сороса» в Казахстане (ФСК) Антон Артемьев имеет смелость заявлять: «наша деятельность тут абсолютно прозрачна, хорошо поддается мониторингу, все лежит на поверхности, и понятно, кто есть кто»...

Впрочем, это далеко не самое главное. Куда больше настораживает то, что «Фонд Сороса» так или иначе залезает без спроса на грядку, на которой он не должен присутствовать в принципе. Например, в 2010 году он заявил о своей новой роли посредника между государством, бизнесом и гражданским обществом в формировании общественной политики. А что это, если не вмешательство во внутренние дела Казахстана? И такой подход к реализации своей миссии фонд продолжает демонстрировать по сей день.

Летом этого года наши коллеги – журналисты сообщили о том, что фонд принял новую стратегию на 2017-2020 годы, снабдив его весьма красноречивой цитатой: «…правительство сейчас, очевидно, открыто для инновационных и эффективных экономических идей, которые могут сформировать новую экономическую политику и не допустить, чтобы экономический кризис превратился в социальный и политический.

ФСК рассматривает это как возможность влиять на экономическую политику таким образом, чтобы способствовать справедливому развитию, демократической подотчетности и прав человека. ФСК также будет продолжать укреплять сферы управления природными ресурсами и государственным бюджетом, спекулируя на интересе Казахстана к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития и в Партнерство открытого правительства». У кого-то еще остались вопросы?

Конечно, «Фонд Сороса», как и другие подобные структуры, отчитывается перед соответствующими госорганами за каждый транш. Безусловно, это положительный момент, но проблема не упирается исключительно в финансовую цепочку поступлений и трат. Недаром в некоторых странах откровенно говорят о том, что соросоводы «чувствуют себя вольготно в Казахстане», а россияне даже высказывают подозрения, что как раз через нас к ним поступают средства, засланные Вашингтоном для дестабилизации ситуации в России.

Верить или не верить таким предположениям – все равно что на ромашке гадать. Но хотя бы присмотреться к опыту тех же россиян, думается, стоит. Дело в том, что организовав «исход» Сороса, они столкнулись с тем, что за годы его присутствия в России выросло целое поколение представителей гражданского общества, воспитанных на привитых им идеалах. А это, сами понимаете, уже совсем другая история, которую одним махом, сочинив нужный документик, не перепишешь.

Растет такое поколение, между прочим, и у нас. Недаром фонд делает акцент именно на молодежь. Правда, работа с ней, как выясняется, ведется весьма своеобразно. Вот, например, что в этой связи в своем блоге на «Зоне. KZ» писал пользователь под ником Кайрат Кудайбергенов:

«Руководитель Фонда по Алматинской области Айнура Абсамбетова осенью 2016 года провела семинар-тренинги на темы «человек – гражданин -лидер», «представь свой Казахстан», «национализм» и «кто такой казахстанец». На данных форумах и тренингах поэтапно формируется у граждан расположенность к активности и участию в конфликтах под предлогом нетерпимости к какой-либо несправедливости и неравенству… Активные участники проектов поощряются различными способами, включая тур-путешествия в европейские страны»…

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

01.11.2017 15:38

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Акылбек Шакирович Султанов

Султанов Акылбек Шакирович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

3,6%

рост ВВП Кыргызстана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31