Американский исследовательский центр Center for Global Development в своем докладе выразил «особую озабоченность» восемью странами, которые могут пострадать от долгового бремени в рамках программы Китая «Один пояс – один путь». Кыргызстан входит в это число.
Что это значит? Отвечает Евгения Ким - журналист, регулярно освещающий деятельность Китая в Средней Азии.
Первое на что нужно обратить внимание – авторство исследования. Это даст понимание того, чья «правда» озвучена на страницах документа. В данном случае это точка зрения Вашингтона, испытывающего беспокойство из-за растущего влияния и аппетитов Пекина.
Сейчас Вашингтон и Пекин являются геополитическими конкурентами, чьи цели совпадают лишь частично. США тоже реализовывает, правда с меньшей долей успешности, свои проекты в Средней Азии. Их цель - экономическая привязка региона к Индии и Афганистану. Инструменты, используемые Китаем для продвижения своих интересов в регионе, сказываются на эффективности работы
Второе. Что означает непосредственный рост государственного долга для Кыргызстана? Очевидные негативные последствия это увеличение расходов на его обслуживание, ухудшение позиций в международных бизнес-рейтингах и так далее. С другой стороны, - это те финансовые риски, которые потенциально могут трансформироваться в политические обязательства.
Пока что, Кыргызстан обладает одним несомненным преимуществом, которого нет у других государств, упомянутых в исследовании. Страна является членом ЕАЭС. Обязательства Бишкека в рамках экономического союза включают в себя создание внутреннего рынка, поддержку собственного производства, привлечение инвестиций из стран-партнеров и т.д. В составе ЕАЭС Кыргызстан менее уязвим перед теми китайскими проектами, которые будут противоречить интересам страны и (или) интересам соседей.
Укрепление позиции Кыргызстана в ЕАЭС может частично нивелировать растущие экономические риски от партнерства с КНР.
Правила комментирования
comments powered by Disqus