90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Малайзия замораживает сотрудничество с Китаем, Центральная Азия набирает кредиты у КНР

28.08.2018 10:05

Политика

Малайзия замораживает сотрудничество с Китаем, Центральная Азия набирает кредиты у КНР

Новые власти Малайзии остановили реализацию трех китайских проектов  - заморожено строительство высокоскоростной железной дороги и двух газопроводов. Свое решение руководство страны объясняет желанием остановить рост государственного долга Малайзии перед Китаем.

Страны Центральной Азии, три из которых граничат с КНР, рост долга перед Пекином пока серьезной проблемой не считают.

В рамках инициативы «Один пояс – Один путь» в регионе строятся железные дороги и прокладывается последняя четвертая ветка газопровода «Центральная Азия - Китай».

Американский аналитический центр Center for Global Development в марте 2018 года опубликовал доклад о должниках Китая. В восьмерку наиболее финансово уязвимых стран вошли два государства Центральной Азии – Кыргызстан и Таджикистан. Их задолженность перед КНР близка к 50% от всего внешнего долга. Они оказались в одном ряду с такими странами, как Лаос, Джибути, Мальдивы, Черногория, Монголия и Пакистан. 

На своей странице в социальных сетях экономический обозреватель и главный редактор делового издания «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин провел параллель с ситуацией в Центральной Азии.

StanRadar.com c разрешения эксперта публикует этот пост.

«Новый-старый лидер Малайзии Махатхир Мохамад решил заморозить проекты с китайским участием из-за роста внешнего долга. Правительство предыдущего премьера Наджиба Разака заняло на строительство инфраструктурных проектов «Пояса и пути» в Китае несколько десятков миллиардов долларов. До этого при Разаке из госфонда 1MDB украли $4,5 млрд, фонд задолжал $11 млрд.

Экономической целесообразности в решении Мохамада, по-видимому не много. Останавливать стройку, чтобы расплатиться с долгами, да еще и заплатить неустойку – действительно не самое рациональное решение.

Железнодорожная ветка восточного побережья стоимостью в $16,5 млрд должна была соединить Китай с Сингапуром. Именно поэтому кредит на строительство выделил китайский Эксимбанк. Вероятно, в решении приостановить стройку есть внешнеполитический момент: этим проектом Малайзия за свои деньги соединяет одну из крупнейших производственных экономик мира, Китай, с Сингапуром, с которым у Мохамада были всегда непростые отношения.

Вполне вероятно, что специалисты по внутренней политике Малайзии найдут в действиях Мохамада внутриполитические мотивы. В обещании 92-летнего лидера Малайзии «Мы достанем из Наджиба эти деньги» ключевое слово не «деньги», а «из Наджиба».

Деньги в таких случаях достают из резервов страны, самруков и хазанахов. И тут самое время напомнить, что в 2009 сам Мохамад, отчаянно интригуя, привел Разака к власти и поддерживал его вплоть до скандала 2015 с 1MDB. Кстати, до Разака премьерский пост занимал давний соратник Мохамада Абдулла Бадави.

Похожий спектакль с ключевой фразой «Поднимите мне веки!» мы частенько наблюдаем в постсоветских странах.

Чиновники создают госкомпании, инициируют программы, реализуют проекты, а потом, когда компании, программы и проекты проваливаются, на сцену выходят президенты и устраивают публичный разбор полетов с таким видом, будто они об этом ничего никогда не слышали. Некоторым президентам удается проворачивать такие штуки по нескольку раз в год.

Решения о мегапроектах с привлечением государственных инвестиций и кредитами под гарантии правительства принимаются с полной уверенностью, что ответственность за реализацию этих проектов будут нести не те, кто эти самые решения принимают, а вся страна, которая расплатится за все своими резервами, бюджетом, природными, финансовыми и человеческими ресурсами.

Безответственное поведение государственных управленцев – это и есть moral hazard, моральный риск.

Исключить этот риск можно только двумя взаимосвязанными способами. 
Первый – сокращать присутствие государства в экономике. В нашем (Казахстан) случае – по крайней мере, не расширять. 
Про второй способ публично умолчу до тех пор, пока не изменится формулировка ст. 174 УК РК. Есть там кое-что о сословной розни».

StanRadar.com спросил у казахстанского эксперта, как можно снизить коррупционную составляющую в китайских проектов, реализуемых на территории Центральной Азии?

- На этот вопрос у меня нет прямого ответа. Могу только сослаться на такие общие вещи, как транспарентность, подотчетность, сменяемость власти и т.п.

Истории с моральным риском всплывают, когда проекты заканчиваются неудачно. Но политики, как правило, не особенно вникают в то, почему проект оказался неудачным, а используют факт провала проекта как повод для критики политических противников.

Сам по себе неудачный проект не всегда неудачен из-за коррумпированных чиновников. Чиновники могут и не воровать, а начинание провалится из-за неблагоприятной внешней конъюнктуры.

 

Примечание редакции:

25 августа премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад заявил, что власти, возможно, не откажутся от прокладки железной дороги, которая должна связать порт на восточном побережье страны с центральным и западным районами.

Однако, по словам премьера, проект, который должна была реализовывать китайская госкорпорация China Communications Construction Co. может быть передан "другой стороне, что будет значительно дешевле".

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

28.08.2018 10:05

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
73 года 8 месяцев

средняя продолжительность жизни женщин в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30