«Причин обращения к теме «голодомора» в Казахстане много. Это и некоторая загадочность, которая окружает эту тему. Это и стремление оттенить современность чем-нибудь мрачным и ужасным из прошлого. Это и стремление получить политические аргументы», - писатель Дмитрий Верхотуров в интервью StanRadar.com поделился мнением о дискуссиях вокруг темы истории в Казахстане.
StanRadar.com: Почему в Казахстане в последнее время резко участились случаи упоминания «голодомора»?
- Обсуждение катастроф прошлого в наши дни обычно связано с тем, что в современности мало чем можно похвалиться, или налицо большие неудачи.
Чтобы этого не признавать, в таких случаях берутся за обсуждение прошлого и ищут в нем мрачные страницы. Это отвлекает внимание от сегодняшних проблем, замазывает сегодняшние неудачи и отсутствие явных успехов, а также позволяет оправдаться, почему сейчас не так хорошо, как хотелось бы.
Ну да, почему казахстанский аул до сих пор живет, мягко скажем, плохо? Да потом что был голод. Я бы вообще предложил сторонникам такого похода отбросить полумеры и прямо говорить, что все, что есть в Казахстане плохого - это все Филипп Исаевич Голощекин постановил.
Вопрос сам по себе сформулирован слишком в общем виде, потому на него трудно сформулировать ясный ответ. Причин обращения к теме голода, конечно, много. Это и некоторая загадочность, которая окружает эту тему. Это и стремление оттенить современность чем-нибудь мрачным и ужасным из прошлого. Это и стремление получить политические аргументы.
На мой взгляд, обращение к голоду носит утилитарный и политизированный характер. Это не стремление казахстанского общества узнать правду, какой бы она ни была, и не стремление изжить эту сильную травму, которая все еще ощущается, особенно в казахоговорящей среде.
Монумент «Памятник жертвам голода» расположен в правобережной части Астаны
Когда я изучал историю голода и работал над своей книгой «Ашаршылык: история великого голода», то я обратил внимание, что об истории голода пишут в основном русские, а не казахи. Я написал свою книгу, полагая, что она может быть издана в Казахстане. Но она так и не была издана (книга Дмитрия Верхотурова «Ашаршылык: история великого голода» доступна по ссылке – прим. StanRadar.com) .
Думаю, что казахи хотели бы эту страницу своей истории забыть и стереть из памяти. Отчасти, мне это стремление понятно. Только это неверный ход. Забытые страницы истории все равно возвращаются, иногда неожиданно.
StanRadar.com: Какие цели преследуют казахские политики и активисты, раскачивая данную тему?
- Если речь идет о людях, вроде Азимбая Гали или Айдоса Сарыма, то больше всего жжет их душу тот непреложный исторический факт, что современный Казахстан – как государство и в современных границах – создал Сталин.
Иосиф Сталин вообще дважды прилагал руку к государственному строительству Казахстана. Один раз в 1920 году, выделив Казакскую АССР в составе РСФСР (тогда он был наркомом по делам национальностей, и этот вопрос был в его прямой компетенции). Второй раз - в 1936 году, когда Казакская АССР была преобразована в Казахскую ССР и получила статус союзной республики.
В 1991 году именно в этом статусе Казахстан вышел из СССР и стал независимым. Так что Сталин стоит у истоков современной казахстанской государственности, и национал-патриотам это очень не по нраву.
То, что я пишу «Казакская АССР» - это название именно так и писалось в те годы. Сталин также провел реформу названия и ввел само слово «казах». Да, оно отличается от правильного казахского произношения, но это слово с двумя твердыми к людям, не говорящим по-казахски, очень трудно произнести.
Сталинский вариант более приемлем в качестве международного имени, он не вызывает трудностей, пожалуй, ни в одном языке мира. Очень простое и удачное введение. И оно национал-патриотам также не нравится. Потому они хотели бы замазать сталинский период черной краской, чтобы как бы отменить все то, что Сталин сделал для устройства Казахстана.
Для этого им как раз и нужен голод – главное средство для такого «исправления истории». Почему и зачем? Насколько я понимаю, им охота в Европу и они собираются дать Казахстану «европейский вектор».
Писатель Дмитрий Верхотуров
Но, понимаете ли, государство, которое создал Сталин, не очень хорошо там воспринимается. Вот для этого им нужно, желательно одним ударом, решить две задачи.
Во-первых, отбросить сталинское наследство. Во-вторых, выставить себя жертвами сталинской политики, чтобы не отличаться от Польши или Чехии. Ну и, конечно, чтобы предъявить политические и денежные претензии России, ибо европейская ориентация для Казахстана предусматривает отход от пророссийской политики.
Лучше бы им, конечно, признать, что так получилось, и Сталин тут приложил руку. Ибо, построение чего-либо на фундаменте из выдумок и прямой лжи неизменно заканчивается катастрофой.
StanRadar.com: В чем все же была причина массового голода?
- Непосредственная причина голода среди кочевых казахов, как я сумел выяснить в своем исследовании «Ашаршылык: история великого голода» (я упоминаю название книги, чтобы не пересказывать ее содержание, и чтобы читатели имели возможность ознакомиться со всей моей аргументацией, если пожелают), состоит в том, что была проведена безрассудно спешная программа перевода кочевников на оседлость.
В принципе, такая программа была реализуемой и казахи и сами постепенно переходили к оседлости. Но она требовала как минимум нескольких лет, строительных работ, и, особенно, оборудования скотных дворов, колодцев и водопроводов, организации заготовки сена и кормов и некоторых других мероприятий. Но тогда это оседание было проведено в считанные недели.
Кочевникам указывали «точку оседания», расставляли там юрты рядами, скот делили на части: одну часть в колхозную ферму, другую часть на мясозаготовки. И все.
Есть ли на «точке оседания» вода и корма для скота, могут ли кочевники хотя бы прокормиться и сохранить скот - все это мало волновало уполномоченных.
Скот пал от безводья и бескормицы, начался голод, а из степи просто так не убежишь. Вот в двух словах механика великого голода, равного которому не было за все время существования кочевого хозяйства в степи.
Интересно то, что все, что тогда пытались делать: оседание кочевников, создание огромных живсовхозов, масштабная запашка под зерновые – все это можно было сделать.
Даже более того, и сегодня Казахстан живет сельским хозяйством вполне себе голощекинского образца, ядро которого составляют крупные агропредприятия, те же зерносовхозы, по сути. Просто это надо было делать постепенно и сообразуясь с наличными хозяйственными ресурсами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus