«Музей в Уральске готовит поисковиков из числа школьников. Пожалуй, больше таких специализированных музеев нет. То есть существуют государственные и частные военные музеи, но я считаю, что их очень мало», - сказала директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. Аль-Фараби Лайла Ахметова на заседании экспертного клуба на тему «Музейный мир и диалог культур: современные тенденции сотрудничества».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
«Истории в Казахстане уделяется большое внимание, правда, истории более давнего периода. И мы как всегда, как и в советское время, когда XIX век отодвигался, как будто только до него было хорошо. А сейчас мы как бы XX век отодвигаем, и мне очень приятно было услышать о том, что российские коллеги говорят о том, что у их молодежи Советский Союз воспринимается как некая сказка. У нас такого нет.
Работаю я, как сейчас, так и в советское время в запасниках, и архивах музеев Запада, СНГ. Поэтому вполне могу сравнивать. Готовясь к этой встрече, думала над тем, какой же лучший пример рассказать. Действительно, повидала я многое. Но в качестве лучшего примера выбрала самый близкий мне и родной. Начиная с 2011 года, уже 8 лет подряд я езжу в мемориальный комплекс «Брестская крепость-Герой». Работаю там в архивах и запасниках.
Почему я туда езжу? Во-первых, там есть несколько видов музеев.
«Первый музей – советского времени – музей, который находится в казармах 33-го инженерного полка, в котором было около 150 казахов, из них около 100 человек из Жамбылской области. И в большей степени это именно казахи»
А это инженерный полк, они не только с лопатой работали! Этот музей сохранен в первозданном виде. В первые годы моего визита туда в нем практически не было посетителей. Сейчас они приближаются к цифре в 1 миллион посетителей в год.
Второй музей, это музей ИТ-технологий. Побывав в Брестской крепости, делегация и глава российского «Газпрома» на свои средства сделали этот музей. Он совершенно новый, в нем очень интересно школьнику, да и всем другим. Музей расположен в казарме 84-го полка, который называется армянским. Я в списке 84 полка нашла пока только 13 казахстанцев. Этот музей полностью заполнен ИТ-технологиями: голоса, интерактивные изображения… Он был открыт в 2014 году. И в этом музее тоже казахстанцы присутствуют.
Здесь мне понравилось, что они взяли центральной фигурой участника защиты Брестской крепости, профессора из КазНУ Владимира Фурсова. Там его знаменитая фотография – «Проклятие войны» и фильм, в начале которого идет запись о Фурсове.
И третий музей, открытый три года назад. Музей под открытым небом, он - такой народный. Городские власти Бреста передали часть Кобринского укрепления горкому комсомола. Там базировался 125 стрелковый полк, который называется казахским, а я бы еще назвала его алматинским полком.
Заметьте, название было дано россиянами. Именно здесь был снят фильм «Брестская крепость», и 22 июня в ночь проводится реконструкция исторических сражений.
Так вот, имеются три вида музеев на одной территории! Идут постоянные исторические реконструкции, демонстрируется техника тех времен. Дети из СНГ приезжают и могут окунуться в атмосферу, стать на время воином, пройти практику патриотизма.
И еще о том, как можно работать ученым и музейным работникам. В 2012 году Центральный Государственный музей РК в Алматы провел пресс-конференцию об одном своем экспонате. Зал Великой Отечественной войны начинается с Бреста, и на стенде имеется экспонат – расплавленный кирпич с надписью «Ум.раю Ахм».
Кирпич был найден в 1963 году во время раскопок на месте боев 125 полка в Брестской крепости ее защитником Копесбаем Иманкуловым и передан в музей. Прошло 49 лет. Мною были найдены племянники Даулена Ахметова, сделавшего эту надпись, проживающие в городе Иссык Алматинской области. Естественно, было собрана большая доказательная база. Проведена пресс-конференция с приглашением родственников Даулена Ахметова и других защитников крепости.
Что касается военных музеев Казахстана. У нас есть военный музей при Министерстве обороны в Астане, в Уральске музей Маншук Маметовой, в Актобе – Алии Молдагуловой, в Павлодаре военный музей, в Жамбылской области музей Бауыржана Момыщулы. И военно-исторический музей в Алматы, который был создан Валентиной Ивановной Панфиловой и панфиловцами. И сейчас возглавляемый ее дочерью Алуа Байкадамовой. У каждого - свое направление.
Например, музей в Уральске готовит поисковиков из числа школьников. Пожалуй, больше таких специализированных музеев нет. То есть существуют государственные и частные военные музеи, но я считаю, что их очень мало.
«Теперь о проблеме. 80% школьных музеев боевой славы в 1990-х годах были выкинуты на свалки. Это позор, который я сильно переживаю»
Тогда посчитали, что история XX века нам будто не нужна. Единицы исторических экземпляров сохранились в музеях. Сейчас идет возрождение. В марте этого года, например, в одной из школ города Павлодар открылся музей Ивана Панфилова.
У нас есть музеи министерств и ведомств, которые открыты за последние 20 лет, это и КНБ, и МВД, и другие. Ранее у них не было музеев. Также университетские музеи, которые, к слову, как были в советское время, так и есть, разве что отформатировались, стали применять новые технологии.
Я считаю, что должны быть музеи разного вида. Уж поверьте, вот этот музей Брестской крепости сегодня представляет значительный интерес, он популярен среди молодежи. Музеи разные нужны, музеи разные важны. Д думаю, что сотрудничество в этом деле нам поможет наладить работу, сделать музеи привлекательными и востребованными».
Заседание экспертного клуба на тему «Музейный мир и диалог культур: современные тенденции сотрудничества» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Материалы по теме:
Правила комментирования
comments powered by Disqus