Взаимоотношения народов Ирана и Таджикистана имеют многовековую историю. Ярким свидетельством тесных контактов является языковая общность обеих народов. Современная же история дипломатических отношений начала формироваться в 1992 году, после обретения Таджикистаном независимости. С этого момента, Иран становится для молодой республики не только верным политическим союзником, но и выгодным торговым партнером и инвестором. В 2011 году при содействии иранского руководства в РТ была построена Сангтудинская ГЭС-2, общая сумма иранских инвестиций составила 180 млн долларов.
Кроме того, товарооборот двух стран в 2013 году составил 292,3 млн долларов. На Иран в 2013 году пришлось порядка 8.9% экспорта Таджикистана. Несмотря на активную политику по сближению обеих стран, в течении последних лет во взаимоотношениях двух государств наблюдается застой. Правительство Таджикистана заморозило дипломатические контакты с исламской республикой и приостановило многие совместные проекты.
Камнем преткновения стала Партия Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ), деятельность которой запрещена на территории Таджикистана. В конце 2015 года в Тегеране прошла исламская конференция, на которую иранская сторона пригласила скрывающегося за рубежом главу ПИВТ Мухиддина Кабири. Официальный Душанбе это воспринял болезненно и выразил протест. Более того, в мае 2018 года совет улемов Таджикистана обвинил Иран в попытках дестабилизировать обстановку в республике, оказывая содействие членам ПИВТ. Еще одной причиной разобщенности двух государств стало сближение Таджикистана с Саудовской Аравией, с которой у Ирана, мягко говоря, не совсем дружественные взаимоотношения.
Тем не менее, сквозь «толщу замороженных взаимоотношений постепенно начинают проявляться первые проталины. Так первым знаком налаживания политических контактов стал официальный визит в ноябре 2017 года министра иностранных дел ИРИ М.Зарифа в Таджикистан, а также открытие задания нового посольства Ирана в РТ.
В настоящий момент точкой соприкосновения двух республик становится вопрос организации совместного противодействия терроризму. Так в первых числах января 2019 года в Тегеране состоялась двусторонняя встреча члена парламента Ирана, а также члена Группы парламентской дружбы Таджикистана и Ирана Халиль-Рахими Джахан-Абади с послом Таджикистана в Иране Неъматулло Эмомзода.
«Иран заплатил высокую цену за борьбу с ИГИЛ и терроризмом в регионе, в то время как некоторые страны вместе со своими западными союзниками пытаются обвинить исламскую республику в поддержке экстремизма в регионе» - заявил Джахан-Абади.
Активное сотрудничество Ирана и Таджикистана в сфере борьбы с международным терроризмом не только будет способствовать деэскалации обстановки в регионе, но и положительно отразится на таджикско-иранских взаимоотношениях. Более того иранский чиновник сделал акцент на развитие всесторонних связей между Тегераном и Душанбе, включая социальный, культурный и экономический сектора.
Стоит отметить, что вопрос о совместном противостоянии деятельности террористических организаций в регионе, в частности угрозы исходящей от Афганистана, обсудили заместитель министра иностранных дел Ирана Мортез Сармади и министр иностранных дел Таджикистана Сироджидин Мухридинович Аслов в ходе встречи в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества в начале октября 2018 года.
Помимо этого, в ходе 13 сессии Организации Исламского Сотрудничества состоялась встреча вице-спикера парламента РТ А.Азизи и спикера парламента ИРИ А.Лариджани. Политики отметили необходимость возобновления межправительственных контактов в целях усиления безопасности в регионе, а также контроля над незаконным оборотом наркотиков.
Бесспорно, тенденция на возобновление политических контактов между республиками носит положительный характер. Укрепление двусторонних связей благоприятным образом отразится на экономическом, технологическом, социальном и культурном развитии Таджикистана. Кроме того, сотрудничество с Ираном в религиозной сфере поможет в борьбе с распространением идей радикального терроризма на территории республики, а тесные военные связи усилят обороноспособность страны. Тем более в последнее время руководство Ирана принимает активное участие в функционировании международных организациях, членом которых является и Таджикистан: ШОС — в котором Иран занимает пост государства- наблюдателя, ОДКБ — вопрос о партнерстве с Ираном уже ведется с 2009 года.
Правила комментирования
comments powered by Disqus