По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), за четыре года количество иностранцев, официально въехавших на российскую территорию, выросло почти на 40%. Подавляющее большинство едет на заработки. Однако легальную работу находят далеко не все, в том числе из-за ограниченных возможностей органов ФМС. При утвержденной квоте в 2 млн. трудится в три раза больше иностранцев. Бизнес считает такое положение неприемлемым. Чиновники согласны, что механизм квотирования несовершенен, но его надо не ломать, а модернизировать.
За первое полугодие 2013 года в Россию въехали более 10 млн. иностранных граждан. Это на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года, заявил вчера глава ФМС Константин Ромодановский на круглом столе в ТПП РФ.
По словам чиновника, приток трудовых мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья свидетельствует о привлекательности нашей страны. Тенденция сохраняется уже длительное время – за четыре года число иностранцев, прибывающих в РФ, выросло на 37%. Квота, гарантирующая трудоустройство мигрантов, составляет около 2 млн. человек.
Однако сколько их работает на самом деле, похоже, не знает никто. Ромодановский не исключает, что раза в три больше. И предлагает решение проблемы. По его словам, сейчас в РФ постоянно или временно проживают около 800 тыс. иностранцев. "Это в 10 раз меньше, чем в странах ЕС. Реалии таковы, что действующее законодательство в основном ориентировано на приток временных трудовых мигрантов", – подчеркнул глава ФМС. Поэтому в повестке дня смена приоритетов. Иными словами, трудовые мигранты, приезжающие на срок до 90 дней, а потом растворяющиеся на российских просторах, нашей экономике должны быть интересны в меньшей степени. Другое дело – квалифицированные кадры, которые следует привлекать в страну на длительный срок, с перспективой получения гражданства. Предпочтение отдавать молодежи и бизнесменам.
Бизнес-сообщество предъявило свой счет ФМС. Представители регионов констатировали, что перспектива получения законным путем разрешения на работу для гостя нашей страны подчас определяется техническими возможностями территориальных подразделений ФМС. Они не всегда способны "переварить" трудовых мигрантов, пришедших на процедуру официальной регистрации. Существующими правилами не доволен малый и средний бизнес, поскольку лишен доступа к системе квотирования. Из всего этого был сделан вывод, что от квот надо отказаться в принципе, с чем не согласился Ромодановский.
"Мы считаем, что квотирование нужно реформировать, что та ситуация, которая существует сейчас, ни в коей мере бизнес устраивать не может. Мы не должны изобретать велосипед, а должны воспользоваться опытом стран Евросоюза, когда вывешивается законодательно закрепленный механизм вакансий. Вакансии занимаются сначала гражданами субъекта, через месяц занимаются, к примеру, гражданами России, а через два месяца, если они не заняты, такую возможность получают уже иностранцы. Это простой и понятный механизм, который прежде всего защищает российского работника", – предложил глава ФМС.
А вот что думают по поводу иностранной рабочей силы независимые эксперты. Директор по маркетингу и развитию международного электротехнического холдинга EKF Electrotechnica Александр Тезяев считает, что сегодня сложился неконтролируемый рынок труда. Налицо недовольство россиян закрытием для них части рабочих специальностей. "Добавьте сюда еще и теневой оборот рынка миграции. Получится бешеный коктейль. Как этого избежать? Только контроль. Обязательные требования для въезжающих мигрантов. Ограничение списка доступных работ для неквалифицированной рабочей силы. Требования по переаттестации. Суровая ответственность за нарушение миграционного законодательства вплоть до выставления претензий государств, откуда мигранты приехали", – отметил Тезяев.
Бороться с дешевой рабочей силой практически бесполезно. Это закон экономики, социума: основная масса людей хочет поднять свой уровень жизни и найдет возможности применить свой труд там, где он востребован, – такова позиция руководителя по внешним связям компании FM Logistic Маргариты Тимаковой. "Это позволяет удовлетворять потребности принимающей страны и не задирать цены на услуги и товары. Миграции не нужно сопротивляться, ею нужно управлять, создавать эффективные и удобные механизмы регуляции и контроля", – говорит Тимакова.
Европейским опытом, в частности опытом Германии, поделился с "НГ" живущий в Берлине научный сотрудник Университета Гумбольдта Илья Левин. По его словам, в ФРГ остро ощущается дефицит рабочей силы. Только по инженерным специальностям открыто 70 тыс. вакансий. Проблема решается двумя путями. Первый ориентирован на граждан ЕС – рекрутеры вербуют квалифицированные кадры для немецкой экономики в кризисных странах (Испания, Италия, Греция). Второе направление – поиск специалистов за пределами ЕС. "За 15 лет закрепилась модель "голубой карты", то есть предоставления льготных условий въезда в страну для высококвалифицированных иностранных специалистов. Условием ее получения являются наличие диплома о высшем образовании, соответствующего немецким требованиям, а также трудовое соглашение с минимальной оплатой труда в размере чуть более 3 тысяч евро в месяц", – пояснил Левин.
Юрист практики по вопросам коммерческого, трудового и миграционного права "CMS-Россия" Асида Агрба считает, что неконтролируемая миграция закладывает предпосылки для будущих конфликтов внутри страны. Налицо и серьезные вызовы в управлении потоками трудовой миграции. Среди миллионов низкоквалифицированных рабочих из стран СНГ, Турции и Китая всего 20 тыс. квалифицированных специалистов. Это свидетельствует о неэффективности механизмов привлечения и отбора мигрантов, уверен эксперт. Как результат – в целом негативное отношение к трудовым мигрантам. В том числе из-за несоблюдения ими налогового законодательства. По некоторым данным, потери госбюджета от неуплаты налогов иностранными рабочими превышают 250 млрд. руб. в год.
Правила комментирования
comments powered by Disqus