Богатые природные ресурсы Центральной Азии давно вызывают аппетит у зарубежных игроков. Не являются исключением и Соединенные Штаты Америки, в последнее время резко усилившие свою активность в регионе. Главная цель Вашингтона: потеснить своего главного соперника - Китай и занять монопольное положение в Центральной Азии. Причем желательно не только экономическое, но и политическое.
ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЕ американские чиновники - не редкие гости в регионе. Однако в последние недели на центральноазиатские республики обрушился вал посланцев из Вашингтона. И это несмотря на лето - время традиционного затишья в сфере публичной политики. В конце июня Туркмению посетил помощник государственного секретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк. В июле пришла очередь Пентагона. Турне по Узбекистану и Таджикистану совершил глава Центрального командования Вооруженных сил США генерал Ллойд Джей Остин III. Почти одновременно с этим свой визит в Ташкент совершила заместитель помощника госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Джейн Зиммерман.
Официальные пресс-релизы, освещающие эти визиты, стандартны и довольно сухи. В них сообщается, что стороны обсуждали ситуацию в Афганистане, проблемы беженцев и наркотрафика, говорили о необходимости расширения сотрудничества с Вашингтоном. Однако понятно, что подобными дежурными темами дело не ограничивается. И эта догадка подтверждается, если копнуть немного глубже. Вскоре после возвращения из Туркмении Роберт Блейк выступил в Комитете по иностранным делам палаты представителей американского конгресса. Доклад дипломата был посвящен концепции присутствия США в Центральной Азии, и в нем Блейк достаточно откровенно признал, что Вашингтон будет укреплять свое влияние в регионе. Как заявил помощник госсекретаря, "Центральная Азия становится все важнее для Соединенных Штатов, и мы работаем с каждой страной по широкому кругу приоритетов". В числе этих стратегических приоритетов Блейк назвал сотрудничество в сфере энергетики, совместную борьбу с экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков, а также развитие демократии в регионе. Как добавил чиновник, вывод большей части западных сил из Афганистана в 2014 году "делает сотрудничество со странами Центральной Азии все более значимым".
Таким образом, в США не скрывают свой интерес к ресурсам региона и собираются во что бы то ни стало наложить на них лапу. Для чего Вашингтону это нужно? Во-первых, в Центральной Азии сосредоточены крупные запасы как углеводородного сырья (нефти и газа), так и других сырьевых ресурсов вроде урана, золота и т.д. Эти богатства вызывают все больший интерес со стороны Китая. Динамично развивающаяся экономика этой страны нуждается в ресурсах, поэтому Пекин вкладывает миллиарды юаней в строительство газо- и нефтепроводов из Казахстана, Узбекистана и Туркмении, участвует в масштабных проектах по разработке месторождений полезных ископаемых и строительству транспортной инфраструктуры. Отрезать Китай от Центральной Азии - значит лишить Поднебесную важной сырьевой базы.
Этим планы Вашингтона, однако, не ограничиваются. Соединенным Штатам нужно долговременное политическое и военное закрепление в ключевом с геополитической точки зрения регионе. Что, безусловно, поставит в непростое положение не только Китай, но и Иран, и Россию, позволив с куда большим успехом оказывать давление на эти страны.
События последних месяцев позволяют с достаточной ясностью представить, какими именно методами США собираются достигать своих целей. Первый из них - активное вмешательство в энергетическую политику центральноазиатских республик, чтобы перенаправить экспортные потоки в обход Китая. С этой целью американцы решили реанимировать проект ТАПИ - строительство газопровода Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия. Впервые о нем заговорили еще лет десять назад, но затем проект, что называется, заглох. Активизация в Центральной Азии заставила Вашингтон вернуться к данной идее. Как заявил во время своего посещения Ашхабада Роберт Блейк, строительство газопровода "становится все ближе к реальности". "Этот проект - один из примеров того, как потенциал Туркмении может вывести ее в экономические лидеры региона. Мы призываем Туркмению выстроить четкие и прозрачные механизмы для инвестиций", - добавил дипломат.
Как видим, расчет США весьма прост: выдавить Китай из топливно-энергетических комплексов государств региона, сделать последние зависимыми от американской экономической помощи (что нынче завуалированно именуется инвестициями) и, наконец, закрепиться в Центральной Азии. Неудивительно, что проекту
ТАПИ в Вашингтоне уделяется повышенное внимание. Этот вопрос курирует один из советников госсекретаря США Эд Чоу. Так что понятиями экономической выгоды дело явно не исчерпывается.
Не стоит упускать из виду еще одно немаловажное событие. В конце июля в конгрессе США прошли слушания на тему "Угроза войн за ресурсы в Центральной Азии" с участием конгрессменов и экспертов. На встрече был замечен и упомянутый нами Эд Чоу. В ходе слушаний, которые без преувеличения можно назвать выработкой стратегии по данному вопросу, было сказано более чем ясно: высокий спрос на минерально-энергетические ресурсы вызывает ожесточенную конкуренцию между странами, поэтому Соединенным Штатам нужно быть готовыми к возможному конфликту с другими заинтересованными сторонами, особенно с Китаем. "В мире, где одна сторона может приобрести ресурсы для развития, лишь отобрав ее у другой, изначально предполагается появление конфликтов. Когда открываются новые ресурсы, как это происходит в Центральной Азии, возникают опасения, что их на всех не хватит, и так зарождается конфликт", - заявил конгрессмен Дан Рорабахер, подчеркнув, что особенно нуждается в ресурсах растущая экономика Китая.
Таким образом, в США открыто обсуждают дележку сырьевых ресурсов Центральной Азии, отдавая себе отчет в том, что это приведет к конфликту с Пекином. При этом у американцев есть несколько других козырей, которые они наверняка используют для закрепления в регионе. Среди них - ситуация вокруг Афганистана и так называемая проблема соблюдения прав человека.
Сохранив военное присутствие в Афганистане после 2014 года (по некоторым данным, в стране останется более 10 тысяч военнослужащих), США сохраняют здесь и свое влияние. А это значит, что в случае несговорчивости руководителей центральноазиатских государств ждут серьезные неприятности. Не секрет, что Вашингтон поддерживает тайные (а в последнее время и не совсем тайные) контакты с афганской оппозицией, в частности, с "Талибаном" и целым рядом полевых командиров других группировок. По мере надобности отряды боевиков могут натравливаться на приграничные с Афганистаном республики Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Туркмению). Эта тактика давно опробована. Например, официально внесенное на Западе в список террористических организаций Исламское движение Восточного Туркестана активно действует против Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и, по ряду источников, поддерживается американцами.
Не приходится удивляться, что США развернули активную пропагандистскую кампанию, заявляя, что их уход из региона вызовет всплеск экстремизма и терроризма. Элиты республик словно предупреждаются: согласитесь на сохранение американского присутствия, иначе вам придется несладко!
"Права человека", давно ставшие инструментом Вашингтона в его стратегии завоевания глобального господства, также взяты на вооружение Штатами в отношениях с Центральной Азией. Тот же Роберт Блейк во время визита в Туркмению подчеркнул, что Ашхабаду "придется сделать значительные шаги по выполнению своих международных обязательств в области прав человека". "Соединенные Штаты последовательно, при каждой удобной возможности, высказывают свою обеспокоенность по поводу соблюдения прав человека в Туркмении", - заявил помощник госсекретаря. Примерно об этом же говорила в Ташкенте и заместитель помощника госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Джейн Зиммерман.
Лидерам стран региона американцы выдвигают условия: либо вы сотрудничаете с Вашингтоном, либо ожидайте жесткого давления. Для этого будут использоваться далеко не только экономические рычаги, но и инструменты политического влияния, среди которых - давление по линии "соблюдения прав человека", а в идеале - размещение здесь своих военных баз и создание марионеточных режимов. Как поведут себя президенты постсоветских республик, пока сказать сложно. Но то, что США всерьез взялись за Центральную Азию, не вызывает сомнений. При этом претенденты на мировое господство не остановятся ни перед чем. Опыт Югославии, Ирака, Ливии, Сирии и многих других стран говорит сам за себя.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
Китай собираются потеснить. США активизировали проникновение в Центральную Азию
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
Дни рождения:
-
Акихито
Акихито91 год
-
Тюлеев
Нариман Ташболотович61 год
80-е место
занимает армия Казахстана в мировом рейтинге Global Firepower
Правила комментирования
comments powered by Disqus