Последние недели на рынках и в магазинах царил ажиотаж: люди в панике из-за коронавируса скупали муку, гречку и консервы. Мы спросили у фермеров, как они справляются с ситуацией.
Когда стало очевидно, что коронавирус — это не только китайская проблема и инфекция стремительно распространяется по всему миру, кыргызстанцы начали скупать товары первой необходимости.
И если сначала это порождало шутки по поводу аномального спроса на туалетную бумагу, то сейчас ситуация становится все серьезнее. Мы поговорили с производителями продуктов: смогут ли они справиться с резко возросшим спросом?
Сложно купить муку в Бишкеке — что происходит в мукомольной отрасли
Ажиотаж вокруг муки вспыхнул еще пару недель назад. Несмотря на заверения властей, что продуктов хватит всем, люди стали выстраиваться в огромные очереди, чтобы купить муки.
Сейчас на прилавках ее практически не осталось, на полках пылятся только "экзотические" виды типа органической или кукурузной муки, которые в несколько раз дороже обычной.
На днях Казахстан запретил вывоз муки из страны, чтобы предотвратить дефицит у себя. Это значительно повлияет на кыргызстанский рынок, ведь ежегодно в республику поставлялось почти 70 тысяч тонн казахстанской муки.
Ситуация очень серьезная, говорит председатель Комитета мукомолов КР Рустам Жунушев, ведь за последние годы производство муки в Кыргызстане развалилось.
"К нам из Казахстана поступала неучтенная мука, за которую не платили налоги, а вот наши комбинаты вынуждены были уплачивать деньги в госказну, поэтому они не смогли конкурировать и позакрывались. Если в 2014 году было 65 комбинатов, то сейчас работают лишь девять", — рассказал он.
При этом, чтобы обеспечить всех кыргызстанцев мукой, мощности этих предприятий не хватит, объясняет Жунушев. Чтобы покрыть потребности граждан, нужно, чтобы работало около 30 комбинатов.
Сейчас из-за того, что граждане сметают с прилавков муку, у комбинатов стали истощаться запасы пшеницы. И хотя вагоны с сырьем продолжают прибывать в Кыргызстан, у мукомолов нет ни килограмма отечественного зерна.
"Когда комбинаты закрылись, люди перестали сеять пшеницу. Так мы стали полностью зависеть от зарубежного сырья. Тут надо учесть, что и Россия, и Казахстан продают пшеницу только в долларах, а не в тенге или рублях. Поэтому резкий рост курса американской валюты прямым образом повлиял на стоимость муки: чем он выше, тем дороже сырье", — отметил он.
Как подчеркнул Жунушев, предсказать, как изменятся цены на муку, невозможно. Казахстан уже увеличил стоимость пшеницы. Впрочем, кыргызстанские власти принимают меры, чтобы сдержать цены: например, для мукомолов выделяют льготные кредиты, чтобы те смогли закупить сырье.
Руководители также обратились к властям, чтобы ввезенную пшеницу освободили от НДС. Если эта мера будет принята, то стоимость одного килограмма муки можно будет снизить на 2 сома.
Каких продуктов может еще не хватать КР, если закроют границы, — мнение эксперта
Туратбек Укубаев, владелец и основатель крупного холдинга по производству продуктов питания "Аталык Групп". Компания занимается продажей зерна, производством растительного масла, мяса, овощей, фруктов, алкогольных и безалкогольных напитков.
По его словам, Кыргызстан едва ли сможет покрыть потребность граждан в растительном масле. Кстати, этот продукт Казахстан теперь тоже запретил вывозить из страны, а в год кыргызстанцы потребляли около 14 тонн казахстанского масла.
По его словам, отечественные фермеры могут долгое время покрывать потребность граждан и в крупах. Правда, гречки и риса пока производится недостаточно, чтобы обеспечить всю страну самостоятельно.
"Да, в Баткенской области выращивают рис, но по себестоимости он гораздо дороже краснодарского или кызылординского. Поэтому мы очень зависим от импортных поставок", — отметил Укубаев.
Зато не должно возникнуть проблем с производством сахара, овощей, фруктов и фуражных культур, которые пойдут на откорм скота.
"Сейчас большой спрос на семена, которых не хватает. Мы уже практически закончили продажи", — рассказал предприниматель.
По словам Укубаева, общество наконец стало понимать, насколько важно было все эти годы развивать собственное агропроизводство.
Хватит ли нам собственных мяса и молока? Мнения бизнесменов
Цех по производству сыра, который принадлежит нарынскому бизнесмену Болоту Толонову, работает без перебоев.
"Как мы можем остановиться? Людям надо есть, а мы будем их кормить. Вся наша продукция сейчас продается без проблем", — рассказывает он.
Сыровар уверяет: молока, сыра, кефира кыргызстанцам хватит. Более того, огромную часть молочных продуктов наши предприниматели продают за рубеж.
"Мы вышли на Китай, продаем туда сухое молоко. Раньше все работали на Казахстан, а теперь открылся рынок Узбекистана, а там живет еще больше людей", — объясняет Толонов.
Он отметил, что сейчас, когда люди тщательнее считают свои расходы и придирчивее относятся к покупкам, у кыргызстанских производителей есть шанс завоевать новых потребителей.
Не будет у кыргызстанцев и проблем с мясом, полагает владелец крупного колбасного цеха Мырзабек Орумбаев. По его словам, Кыргызстан обеспечивает себя говядиной и бараниной на 97 процентов.
Однако, согласно данным Национального статистического комитета, цены на мясо во время эпидемии коронавируса все-таки поднялись. Если в начале февраля килограмм говядины стоил 347 сомов, то теперь он стоит 358.
За два месяца подорожала и баранина: с 312 сомов до 345. Конина стала дороже на 20 сомов, теперь ее продают по 323 сома за килограмм.
При этом в кризис пострадало производство колбасы. Сотрудники колбасного цеха Мырзабека Орумбаева уже работают четыре дня в неделю вместо пяти.
"Колбаса быстро портится и не относится к товарам первой необходимости. Люди закупились мукой, гречкой, маслом, и денег у них, наверное, на колбасу не осталось. Нам эта ситуация очень вредит", — отметил бизнесмен.
При этом многие сотрудники предприятия боятся выходить на работу из-за риска заразиться коронавирусом и сидят дома. По этой же причине закрылись многие продуктовые магазины — продавцы отказались работать, рассказывает Орумбаев.
Сложность еще и в том, что для производства колбасы многое приходится закупать из-за рубежа, а из-за возросшего курса доллара эти товары тут же подорожали.
"Мы даже соль закупаем в Беларуси, потому что у нас нет соли, подходящей по стандарту. Мясо птицы закупаем из-за рубежа, так как у нас нет своего. Даже опилки для копчения мяса ввозим из России. Если международная торговля остановится, будет плохо. Рынок штормит", — отметил он.
Предприниматель Светлана Бузулук занимается выращиванием кур в Беловодске. Мясо и яйца она продает на бишкекском рынке.
"Нет никакого дефицита кур или яиц в стране. Наша курочка не перестала нести яйца, и если вдруг иностранные производители перестанут ввозить нам свой товар, наши фермеры смогут обеспечить людей продуктами", — отметила она.
Какие продукты теперь не по карману бишкекчанам
Бишкекчанин Дастан Омуралиев занимается производством сока. По его словам, сейчас этот бизнес переживает не лучшие времена.
"Мы сбывали много продукции через кафе и рестораны, но сейчас все они закрыты. Так что у нас сейчас спад, ведь сок — это явно не товар первой необходимости", — отметил он.
Помидоры и огурцы тоже стали многим не по карману, рассказывает владелец тепличного бизнеса Тилек Токтогазиев.
"Такую продукцию в основном покупали на тои, праздники. Сейчас поводов для празднования особо нет, поэтому у нас небольшой спад. Люди готовятся к затяжному кризису, покупают продукты подешевле, те, что могут долго храниться", — объясняет он.
По словам предпринимателя, сейчас кыргызстанский бизнес должен адаптироваться к новым реалиям: развивать продажи по интернету, осваивать услуги доставки.
"Это может продлиться месяц, а может и год. Сейчас есть беспокойство по поводу наших работников, мы думаем, что нужно сделать, чтобы сохранить рабочие места, ведь у них есть семьи, кредиты", — рассказывает Токтогазиев.
По его словам, кризис можно также рассматривать как время возможностей, ведь именно сейчас экономика может быть полностью перестроена.
Правила комментирования
comments powered by Disqus