Меняющиеся геополитические условия формируют ряд транснациональных угроз коллективной безопасности Центральной Азии, способных дестабилизировать регион и даже спровоцировать открытые военные конфликты, среди них:
• вывод войск МССБ из Афганистана в 2014 г.;
• распространение нетрадиционного Ислама;
• интенсификация каналов наркотрафика.
Все они могут послужить катализатором дестабилизации как отдельных политических режимов, так и всего региона. В конгрессе США открыто обсуждается ситуация в Центральной Азии и даются прогнозы, предвещающие в скором времени войну в регионе за ресурсы.
США, фактически уступая регион России, все же не отказываются от попыток сохранить присутствие в Центральной Азии. В такой ситуации американцы скорее всего сделают ставку на попытку блокирования инициатив России как в формате ОДКБ, так и в формате таможенного союза.
Сильные позиции США в информационном поле позволяют им оказывать давление на общественность государств Центральной Азии посредством риторики многовекторности ориентаций этих стран и критики российских инициатив. Активно используются и другие инструменты «мягкой силы», такие как НКО.
Слабым местом политики «мягкой силы» США является бесперспективность риторики о правах человека, демократических ценностях. В условиях отчетливо выраженных угроз безопасности такая риторика сама превращается в угрозу, причем явную. К тому же специфику социально-политических систем государств Центральной Азии практически невозможно адаптировать под эти принципы.
В связи с этим вероятно более активное использование Западом инициатив Турции, упакованных в пантюркистские идеологемы. Однако турбулентность политического режима внутри самой Турции ограничивает возможности страны в Центральной Азии.
Адекватный ответ на все вышеперечисленные угрозы могут дать только эффективные наднациональные структуры. Проблема в том, что страны Центральной Азии в силу множества противоречий не способны их создать. Среди внешних акторов также особо рассчитывать не на кого. США не желают, а Турция, как показал недавний саммит Совета стран тюркоязычных государств, лишь в очень отдаленной перспективе готова размышлять о таких структурах. Китай же интересуют в основном ресурсы. В связи с этим интеграционные инициативы России приобретают особую значимость для безопасности региона. От того, насколько они будут восприняты элитами и общественностью Центральной Азии, зависит безопасность и развитие национальных государств в меняющихся геополитических условиях.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
Контуры транснациональных угроз безопасности Центральной Азии
Досье:
Майлз Ричард (Дик) Монро
Временный поверенный в делах США в Кыргызстане
Перейти в раздел «ДОСЬЕ»Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
6 млн 118 тысяч
человек численность населения Туркменистана
Правила комментирования
comments powered by Disqus