В телефонном разговоре министров иностранных дел Киргизстана и Таджикистана – Эркин Абдилдаев и Сироджиддин обсудили ряд вопросов, возникших после перестрелки на границе 11 января.
Пресс-служба киргизского МИДа сообщила, что телефонный разговор состоялся по инициативе таджикской стороны. Сообщается, что обе стороны выразили желание «как можно скорее расследовать обстоятельства инцидента на границе» и на основе этого, призвать виновных к ответственности.
Как сообщает пресс-служба, Эркин Абдилдаев напомнил таджикскому коллеге Сироджиддину Аслову о том, что Кыргызстан по-прежнему ожидает «развернутого ответа на все вопросы, адресованные в предыдущей ноте МИД Кыргызстана».
Переговоры руководителей внешнеполитических ведомств состоялись 23 января, в день, когда в городе Исфаре состоялись очередные переговоры погранслужб Таджикистана и Кыргызстана. Одной из тем данной встречи стал вопрос создания совместных групп патрулирования между приграничными селами Ходжа Аьло (Таджикистан) и Ак-Сай (Кыргызстан). Именно на этом участке 11 января произошла перестрелка между пограничниками, в результате чего, были ранены 8 пограничников с обеих сторон. Власти обвинили в произошедшем друг друга. Конфликт возник на почве строительства дороги Кокташ-Аксай-Тамдык, территория которого, по мнению Таджикистана, относится к спорным участкам границы. Согласно договоренностям двух стран, ведение строительных работ на спорных участках, еще не прошедших делимитацию и демаркацию по межправительственному соглашению, запрещено.
Таджикский МИД в тот день 11 января выступил с заявлением и осудил конфликт, произошедший, по утверждению Душанбе, на таджикской территории. В этом заявлении Кыргызстан был обвинен в нарушении прежних договоренностей. МИД Кыргызстана, который проявляет большую активность в отличие от своих соседей, за период после инцидента на границе, выступил с тремя дипломатическими нотами в адрес Таджикистана. МИД КР утверждает, что Таджикистан обстрелял киргизскую территорию с использованием миномётов и попытался помешать строительным работам на территории Кыргызстана. После граница Кыргызстана была закрыта, посол Урмат Сараалиев был вызван из Душанбе в Бишкек «на консультацию» и принизил статус дипломатического представительства Кыргызстана в Душанбе.
Последний конфликт поставил двух соседей, расположенных в верховьях рек Центральной Азии и лишенных энергетических ресурсов, считавшихся по этой причине наиболее лояльными друг другу в регионе, в беспрецедентное ранее положение. За 22 года независимости двух стран, впервые Душанбе и Бишкек находятся в состоянии информационной войны, которая никак не угасает и неизвестно, к каким результатам может привести.
«Где должна проходить граница?»
На днях орган таджикского парламента газета «Садои мардум» в статье под названием «Где должна проходить граница Таджикистана и Кыргызстана?» опубликовала развернутую статью. В ней, в частности, подчеркивается, что споры касательно определения приграничных линий между двумя республиками, имеют долгую историю и берут начало с 1924 года, когда в составе СССР появились Таджикистан и Кыргызстан.
Автор статьи пишет, что общая протяженность границы двух республик составляет 976 км, из которых 514 км находятся на границе Согдийской и Баткенской областей. В частности, автор пишет, что со стороны Матчинского участка протяженность границы составляет 157 км, Ганчинского – 56 км, Спитамена – 17 км, Канибадамского – 43 км и Исфаринского района – 186 км. Источник сообщает, что спорные участки в данный момент существуют на границах Матчинского, Ганчинского, Бободжонгафуровского районов и Спитамена. В общей сложности, речь идет о 145 200 га спорных участках границы. Из этого объема спорных территорий, 143 тысячи гектаров расположены на территории Кыргызстана и 2200 га на территории Таджикистана. В частности таджикские граждане используют эти участки для выпаса скота.
В статье официальной газеты таджикского парламента, далее, в частности, приводится следующий факт:
«21 сентября 2000 года была основана и приступила к работе межправительственная комиссия по делимитации и демаркации границ Таджикистана и Кыргызстана. Но с первого дня создания этой комиссии, ее члены не смогли прийти к общему согласию по поводу использования нормативно-правовых документов. Таджикская сторона предъявила документы, касательно национально-территориального разделения 1924-1927 гг., а Кыргызстан настаивал на использовании решения совместной комиссии от 1989 года. Таджикистан прочно стоял на своей позиции и настаивал на том, что документы от 1989 года не прошли необходимую юридическую процедуру и не могут считаться нормативно-правовыми документами. Но Кыргызстан считал, что если бы не было необходимости в определении территориальных границ, то в последующие годы (1938, 1939, 1949, 1959, 1961, 1987 и 1989 гг.) не были бы созданы новые комиссии. Комиссии, о которых упоминает Республика Кыргызстан, была создана не для определения территориальных границ, а с целью решения вопроса доступа к водным ресурсам и орошения земель» (сайт «Садои мардум» от 17 января, 2014 года).
Далее в статье сообщается, что к этому дню процесс делимитации границы завершен чуть более на половину, то есть, на участке протяженностью 505 км или 51,2 % от общей границы двух республик. «Неопределёнными остаются участки границы на территории Алтын Мазар и Шатти (Джаббаррасуловский и Мургабский районы). По сообщению автора статьи, проблемы киргизской стороны начались тогда, когда стали проводиться работы по определению линии границы в населенном пункте Ганчинского района (Таджикистан). Когда был упомянут этот район, кыргызская сторона неожиданно отреклась от документов 1989 года, на которые ранее опиралась сама и стала выдвигать претензии, основываясь на решениях комиссии от 1957-1959 гг. Этот документ касался вопросов пользования воды и орошения земель на киргизской территории. К примеру, район Овчи-Калъа Бободжонгафуровского района Согдийской области, на территории которого расположено водозаборное сооружение, в соответствие с документами 1924-1927 и 1989 гг. относится к таджикской территории. Сегодня Кыргызстан, опираясь на документы 1958-1959 гг., претендует на то, что этот район относится к их территории», пишет «Садои мардум».
Автор статьи уверен, что найденные в архиве России документы, свидетельствуют о том, что «территория Воруха Исфаринского района не находится в тупиковом положении на территории Кыргызстана, а была присоединена к городу Исфара. В конце 1980-х годов, в период руководства Каххора Махкамова, на основании документа, подписанного бывшим председателем Совета министров РТ Иззатулло Хаёевым, киргизской стороне на временное пользование было выделено 350 га земли, расположенной между джамаатом Ходжа Аъло и Ворухом. Эти земли до сих пор не были возвращены», пишет парламентское издание Таджикистана.
Кроме того, автор статьи настаивает на том, что в соответствие с военной «Картой спорных территорий», ставшей доступной таджикской стороне из советского архива, «начиная от ущелья гор и заканчивая ирригационным сооружением, там, где сейчас киргизская сторона пытается проложить дорогу, относится к таджикской территории. Таким образом, Ак-Сай, как и Ворух, находится в тупиковом положении. Эта ситуация описана и в военной карте США от 1955 года. К тому же, в карте Ворух не обозначен в качестве анклава, а Ак-Сай отнесен к территории Таджикистана», сообщает «Садои мардум».
Под статьей сообщается, что автором является Илхом Кулиев, независимый эксперт. Он выражает уверенность в том, что в случае строительства дороги на территории от Ак-Сая до реки Каравшан, киргизская сторона будет способна изменить русло воды. В результате, Ворух, Чоркух, Исфара, Канибадам и часть территории Узбекистана могут быть лишены доступа к источникам воды из реки Исфара.
Правила комментирования
comments powered by Disqus