«Будет продолжена работа по дискредитации Евразийского экономического союза, лоббированию энергетических коммуникаций в обход России, а также инфраструктурных проектов в рамках Нового Шелкового Пути», - StanRadar.com публикует вторую часть интервью с аналитиком Российского института стратегических исследований Дмитрием Поповым о политике США в Центральной Азии.
StanRadar.com: С чем связано усиление работы США с религиозными деятелями на территории ЦА?
- Демонстрируемое американскими представителями внимание к религиозным объединениям и проблемам в Центральной Азии обосновывается необходимостью защиты свободы совести и вероисповедания.
Однако понятно, что Америка, в которой публично сжигают Коран, вряд ли способна быть образцом толерантности к иноверцам. Отсюда могу предположить, что причина такого интереса заключается в ином. А именно: иностранные религиозные организации, в том числе экстремистские, традиционно рассматриваются американской дипломатией как потенциальный проводник интересов США.
Обратите внимание, как часто государственные перевороты в различных уголках мира происходят в результате того, что против местного режима единым фронтом выступают ориентирующиеся на Запад «демократические» силы в альянсе с «религиозными» движениями, за которыми, кстати, нередко стоят арабские союзники США.
Примеры такой кооперации были и в современной истории центральноазиатских республик - в Таджикистане, где союз национал-демократов и исламистов был одной из сторон в гражданской войне 1992-1997 годов, или в Узбекистане, где во время событий в Андижане в 2005 году восторженную публичную поддержку боевикам высказывали прозападные НПО и пресса. Отсюда, попытки внешнего воздействия на религиозную жизнь стран региона со стороны США и ваххабитских эмиссаров, направляемых их ближневосточными сателлитами, крайне опасны.
Исламисты принимают участие в боевых действиях в Сирии. Фото - Presstv.ir
StanRadar.com: Почему в последнее время наблюдается изменение схемы финансирования, в том числе - уменьшение бюджетов НПО в Киргизии?
- Полагаю, это связано с тем, что внешнеполитическое ведомство США секвестрирует бюджетные расходы на центральноазиатские «демократические реформы». Эта тенденция имела место в 2013 и будет, скорее всего, продолжена в 2014 году. На «демократизацию» и поддержку НПО в пяти странах ЦА в 2014 году Госдепартамент запросил у Конгресса только $24,4 млн.
Расходы частных американских фондов и спецслужб США на эти цели отследить по открытым источникам проблематично, но, предположительно, они будут также соответствовать общему нисходящему тренду.
Исключением может стать Киргизия, где, напротив, со стороны американцев возможна активизация попыток вмешательства во внутренние дела республики с целью сохранить на ее территории базу ВВС в аэропорту «Манас». На Киргизию, по планам Госдепартамента, придется почти 60% всех расходов ведомства по «демократизации» региона в 2014 году - $14,2 млн. Здесь же сохраняют значительное влияние организованные политические группы, рассчитывающие на поддержку Запада.
В других республиках активизация США возможна, скорее, при возникновении нестабильной политической ситуации, например, в результате смены национального лидера в Казахстане или Узбекистане. Подчеркну, что одновременно американские внешнеполитические службы и НПО ищут способы повышения отдачи от уменьшающихся ресурсов, например, за счет использования в качестве инструмента влияния современных коммуникационных технологий (продвижение так называемой «цифровой дипломатии»). Этим в ЦА основательно занимается компания «Internews», обучающая интернет-активистов и журналистов.
Также, сейчас большое внимание уделяется созданию системы сбора открытых данных об экономике и государственном управлении в странах региона, в частности через их втягивание в такие международные инициативы как «Открытое правительство» и «Инициатива прозрачности деятельности добывающих отраслей». К ней присоединились Казахстан и Киргизия, кандидатом на вступление является Таджикистан. В этом направлении активен «Фонд Сороса» и «пул» финансируемых им НПО.
Посол США П. Спратлен в типографии ОФ «Центр поддержки СМИ» в Бишкеке. Фото - Inkg.info
StanRadar.com: Какие прогнозы на ближайшие годы по политике США в регионе?
- Не готов брать на себя смелость прогнозировать политику США в регионе в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе. Но думаю, что в текущем 2014 году, на фоне смещения приоритетов США в другие районы и трансформации военного присутствия НАТО в Афганистане можно прогнозировать общее снижение интереса действующей американской администрации к региону.
В политической сфере, вероятно, можно ожидать некоторого ослабления возможностей США в части влияния на внутрирегиональные общественно-политические процессы, в основном в связи с уменьшением финансирования. Правда, этот процесс если и будет иметь место, то будет протекать постепенно, учитывая инертность и масштабы созданной в регионе в предыдущие годы сети лояльных НПО, СМИ и политических сил.
В экономической сфере безусловным приоритетом США останется обеспечение доступа к нефти. Подавляющее большинство инвестиций американских корпораций будет, как и прежде, аккумулировать сектор нефтедобычи Казахстана, где крупнейшим американским проектом в 2014 году должен стать старт расширения добычи на контролируемом «Chevron» и «ExxonMobi»l месторождении Тенгиз стоимостью $23 млрд и сроком реализации до 2018 года.
Скорее всего, будет продолжена работа по дискредитации Евразийского экономического союза, лоббированию энергетических коммуникаций в обход России, а также инфраструктурных проектов в рамках Нового Шелкового Пути.
Американские морпехи вылетают с авиабазы "Манас" в Афганистан. Фото - Defence.gov
Не исключено, что Соединенным Штатам удастся мобилизовать возможности международных финансовых институтов и стран-доноров (АБР, ВБ и Японии) для строительства локальных трасс, прежде всего, необходимых для американской военной группировки в Афганистане. Так, можно ожидать содействия со стороны Вашингтона созданию железной дороги «Туркменистан – Афганистан», которая была заложена в июне 2013 года и способна облегчить Пентагону транспортировку туркменских ГСМ.
В военной области, помимо уже сказанного мною выше, можно предположить, что США начнут переговоры со странами ЦА о будущем «Северной сети поставок» и воздушных транспортных коридоров после 2014 года, стремясь исключить из них Москву в случае, если Россия не поддержит продолжение американской миссии в Афганистане.
Кроме того, учитывая желание сохранить долгосрочное присутствие в Афганистане, американцы, по прогнозам, не откажутся от закупок снабжения в странах ЦА, преимущественно, крупных партий топлива в Туркмении.
В целом, продолжится постепенная утрата Соединенными Штатами прежних позиций в регионе, ранее завоеванных в условиях объявленной войны с международным терроризмом и повышенных бюджетных расходов.
Справка StanRadar.com: Дмитрий Попов – кандидат юридических наук, аналитик Российского института стратегических исследований, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра, изучает политические и социально-экономические процессы Центральной Азии.
Интервью с Дмитрием Поповым, часть первая: "США утрачивают позиции в Центральной Азии"
Правила комментирования
comments powered by Disqus