«Свою компетенцию НПО-сектор очень часто обосновывает понятием «демократизации», в которое можно включить практически все наиболее важные вопросы государственного управления. На самом деле это очень удобная схема обоснования собственной деятельности, которую трудно оценить реальными достижениями», - заявила в интервью StanRadar.com кандидат политических наук, эксперт Института стратегического анализа и прогноза Замира Мураталиева.
StanRadar.com: Какие цели преследует Россия, поставляя вооружение в Киргизию?
- Основная цель России - это обеспечение безопасности как системы, то есть, не в русле единовременной помощи в виде поставок вооружений, а в контексте региональной долгосрочной кооперации, как для укрепления своих южных границ, так и для укрепления безопасности нашего государства.
Второй момент связан с имплицитным противостоянием Западу посредством формирования пояса лояльных государств по периметру своих границ. Регион Центральной Азии является стратегическим буфером против внешних угроз и в случае, если он перейдет под контроль других внешнеполитических акторов, стратегическая оборонительная линия России будет проходить по государственной границе.
StanRadar.com: Если учитывать, что американская база «Манас» будет выведена с территории Киргизии, то возможен ли вариант появления там российских военных?
- Россияне заинтересованы в «Манасе», что подтверждается намерением Роснефти выкупить контрольный пакет акций и вложить около $1 млрд для создания авиационного логистического хаба. В случае реализации этой сделки, на мой взгляд, можно исключить вариант появления там российских военных.
StanRadar.com: После новости о поставках российского вооружения Совет правозащитников обратился к парламенту Киргизии с требованием «незамедлительного контроля» потому, что «поставляемое вооружение не соответствует характеру угроз безопасности в Центральной Азии». Почему НПО-сектор отреагировал на это известие?
- НПО-сектор в нашей стране в основном финансируется западными донорами, а значит, в преимущественно они нацелены на защиту и продвижение задач США в Киргизии. На фоне свертывания военного сотрудничества с CША, они представляют собой один из механизмов давления на государственную власть.
StanRadar.com: Связано ли усиление киргизско-российского военного сотрудничество с выводом войск из Афганистана?
- Возможно, так как проблемы, с которыми страны Центральной Азии могут столкнуться после вывода коалиционных сил, очень часто присутствуют в риторике российских политиков. Так министр обороны России Сергей Шойгу в феврале этого года на встрече с министром обороны Киргизии Таалайбеком Омуралиевым выразил готовность оказать поддержку нашей стране в деле обеспечения безопасности.
StanRadar.com: Будут ли россияне помогать Киргизии в случае возникновения угрозы из Афганистана?
- Безусловно. Киргизия является членом ОДКБ, а согласно ее Уставу, «защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов» декларируется в качестве одной из целей Организации. Уже проводятся консультации представителей Секретариатов ОДКБ и ОБСЕ по вопросам обеспечения пограничной безопасности государств Центральной Азии с учетом предстоящего вывода Международных сил содействия безопасности из Афганистана.
Как американцы будут реагировать на усиление российской военной составляющей на территории, за которую они конкурируют с Россией и Китаем? По сути, США уже реагируют на изменения, происходящие в Киргизии.
Во-первых, идет стремительный процесс усиления военного сотрудничества с соседним Узбекистаном, особенно на фоне открытия в Узбекистане регионального представительства НАТО и переводе вооруженных сил Узбекистана на стандарты НАТО.
Во-вторых, происходит увеличение финансирования НПО-сектора Киргизии, которые, как показывает практика, направлены, в первую очередь, на лоббирование интересов Западного мира. В целом региональное соперничество, на мой взгляд, будет приобретать все более острые формы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus