Интервью с известным казахстанским политологом Эдуардом Полетаевым
ИАЦ МГУ: Сейчас в сетевом пространстве Казахстана достаточно распространены антироссийские и антиевразийские настроения. Это некий объективный тренд? Чем можно объяснить такой характер активности?
Эдуард Полетаев: Я не уверен, что эти тренды доминируют. На самом деле, есть огромное количество республиканских, региональных газет, где эта тема совсем не поднимается. Получается, что в социальных сетях представители части казахстанской общественности, экспертного сообщества, журналисты реагируют, прежде всего, на внешние вызовы. Они формируют некую повестку дня обсуждения, причем, это обсуждение идет, как правило, друг с другом. Баталии на широкую публику выходят редко – отечественные СМИ лишь недавно начали практиковать публикацию некоторых постов или цитат из Фейсбука.
Если посмотреть на рейтинги, то доминирует среди потребителей информации именно телевизионный сегмент, а отечественное ТВ интеграционные проекты освещает в конструктивном ключе. Безусловно, часть политически-активного общества неравнодушна к интеграционным процессам, но оценивает их часто импульсивно. Иногда некоторая тематика искусственно «набрасывается на вентилятор», чтобы посмотреть на реакцию и возможные оценки того или иного решения. Есть в сетях и откровенные провокаторы.
ИАЦ МГУ: Казахстан в значительной степени вписан в российское информационное пространство. Может быть, недостаточно эффективно работают российские СМИ в продвижении позитивного образа евразийской интеграции и противодействии негативному фону вокруг двусторонних российско-казахстанских отношений?
Эдуард Полетаев: Российские СМИ и вообще медиаполе РФ по сравнению с казахстанским более масштабное. В силу этого, оно не всегда обращает внимание на информационные потребности казахстанцев, больше ориентируясь в своих материалах на российскую аудиторию и, соответственно, пользуются некоторыми индикаторами, которые способны повысить рейтинг, отталкиваясь именно от российского пространства.
Казахстанская аудитория, с точки зрения менеджмента ведущих российских СМИ, рекламирующих свое вещание, к примеру, в отелях по всему миру, по своему количественному составу незначительна. Ряд влиятельных печатных изданий в нашей стране вовсе не представлен в бумажном виде, а часть российских телеканалов вещают в кабельных сетях в форматах «СНГ» или «Мир». И в «общей куче» есть много недоработок, когда не учитываются особенности общества, менталитет. Иногда казахстанцев коробит от высказываний некоторых публичных деятелей, и в этом направлении нужно быть толерантными, не использовать язык вражды.
Что же касается образа интеграции, то его практически не видно в российских СМИ, разве что если встретятся перед камерами и микрофонами лидеры государств. Да и немногочисленные политические ток-шоу демонстрируются в позднее время, когда большинство спит. Ведущие Леонид Якубович, Андрей Малахов и Елена Малышева с компанией работают на ниве информационной поддержки интеграции с не меньшей пользой. К Якубовичу на «Поле чудес» со всего бывшего СССР едут, песни поют, то есть вносят свой социокультурный код в общее медиапространство.
ИАЦ МГУ: В апреле в Казахстане должен состояться антиевразийский форум. Найдет ли эта инициатива достаточно широкую поддержку среди казахстанской интеллигенции? Насколько популярны взгляды, исповедуемые национал-патриотами, в казахстанском обществе?
Эдуард Полетаев: Вы знаете, никаких серьезных исследований, во всяком случае находящихся в публичном доступе, по этому поводу не видно. Согласно одним оценкам, за лидерами, которые озвучивают такие идеи, стоит немалая группа поддерживающих и сочувствующих. Есть и противоположные оценки. Однако некоторые озвучиваемые идеи, словно пожар во время ветра, распространяются довольно быстро. При этом статистика, которую делают известные социологические организации, демонстрирует широкий уровень интеграционной поддержки. В исследованиях чаще приводятся цифры от 60% и выше, при этом нет свидетельств, что сетевое сообщество способно сильно повлиять на эти проценты.
Проблема в том, что антиинтеграционные лозунги сами по себе очень эмоциональны. Надо четко выяснить, что питает недовольство озвучивающих их людей. Кроме того, едва ли не все проблемы, происходящие в экономике, порой приписывают евразийской интеграции. Мало кто различает двусторонние отношения России и Казахстана, в рамках которых, к примеру, поднимается тема использования гептиловых ракет на Байконуре, от интеграционных проектов ТС и ЕАЭС, которые к теме не имеют отношения.
Вспомним также, что ТС и ЕЭП это не единственные интеграционные объединения, в которых участвует Казахстан. Есть ШОС, ОДКБ, еще жив и действует СНГ. Кстати, деятельность этих структур критике особенно не подвергается. Иногда личностные, демонизированные отношения, например, к Путину как к президенту РФ, ретранслируются на негативное восприятие интеграционных идей. При этом, кстати, часть здорового консервативного общества, пугают проблемы, которые поднимаются. В Украине началось все с недовольства неподписанием властью многостраничного документа об ассоциации с ЕС, который большинство не читало, а закончилось - сами видите чем.
Правила комментирования
comments powered by Disqus