90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Сельское хозяйство Казахстана - от дождя до дождя

18.03.2014 11:18

Экономика

Сельское хозяйство Казахстана - от дождя до дождя

От дождя до дождя - таким назвал развитие сельского хозяйства Президент на расширенном заседании Правительства, прошедшем в середине февраля текущего года, потребовав от отраслевого министерства в ближайшее время навести порядок в аграрном секторе, более эффективно использовать государственные средства, выделенные на его поддержку.

Какой видится модернизация отрасли на местах - об этом беседа «Казахстанской правды» с акимом Сандыктауского района Акмолинской области Ерболом Сагдиевым.

- Ербол Болатович, район, который вы возглавили в минувшем году, исторически считается хлебным, в нем больше, чем где-либо, знатных земледельцев. Это отец и сын Закусиловы, Джейранов, Уразалин, Докаев, другие. Вот они ежегодно с урожаем, несмотря на любые погодные условия. Возможно ли подтянуть до их уровня остальные агропредприятия?

- Остальные агропредприятия - это половина - середняки, половина, если так можно выразиться, - нулевики. Из-за низких урожаев они прибыли не получают, но и в убытках не ходят, заканчивая сельскохозяйственный год по нулям. В то же время лидерыстабильно выращивают по 20 ц/га и более, есть дождь или нет дож­дя. Как видно, резервы скрыты неимоверные. Сравняется по урожайности хотя бы половина наших агропредприятий - каравай района станет богаче минимум на треть. Впрочем, рассуждать на эту тему труда не составляет, вопрос из вопросов - как добиться цели?

Накануне я имел беседу с Александ­ром Александровичем Закусиловым, ему нынче исполняется 75 лет. Хлебороб, на которого могут и должны равняться все. Его лично знает Глава государства, имеет высокие правительственные награды, район готов его носить на руках и прежде всего за заслуги в полеводстве, а он все равно результатами недоволен. И знаете, что маэстро хлебных дел сказал: для получения хороших и стабильных урожаев в первую очередь надо иметь призвание...

- Все правильно, о моральных рычагах мы начинаем подзабывать, в голове только финансы. А Закусилов эту высокую планку, наверное, пропустил через себя, поэтому твердо стоит на своем: все, кто выходит в поле, просто обязаны обладать таким качеством, иначе лучше с профессией расстаться.

- В ТОО «Свободное», где Закусилов директором 32 года, оно так и есть, отсюда и результаты. Соседи молотят 10 центнеров на круг, он - в два раза больше. У него крепкая материально-техническая база, грамотные специалисты, трудолюбивые люди. При подобном раскладе можно рисковать со сроками посевной или уборки. Рискованное земледелие вынуждает это делать, тем более у нас морозобойная зона. Стоит опоздать хотя бы на неделю или начать преждевременно, запросто можешь остаться у разбитого корыта. А у Закусилова - практика, богатый опыт, развитое чутье, самые современные комбайны, жатки, трактора. Он, как тот полководец, отправляет свои «механизаторские полки» в нужное время и в нужном месте в бой, уверенный в благоприятном исходе.

Продолжая тему материально-технической базы, хочу подчеркнуть: далеко не все инвесторы и руководители хозяйств спешат ее обновить. О какой модернизации можно вести речь, когда те же агроцентровские предприятия используют в основном тракторы и комбайны советских времен. Крестьянам, фермерам это простительно, у них скромные масштабы, тощий кошелек, а если «буксует» известная в стране агрофирма, работая не на развитие и перспективу, а на сию­минутную выгоду, то грош цена ее экономическим и социальным усилиям, страдает не только хлебное поле, страдают и люди.

- Власть уже давно это констатирует, а не пора ли вмешаться?

- С шашкой по головам здесь не пойдешь, закон на стороне собственников, а порядочность на их совести. Конечно, продолжаться так дальше не может, близорукая политика некоторых инвесторов подрывает экономику региона в целом, создает социальную напряженность.

- В районе нет линейного элеватора...

- Это наше наиболее уязвимое звено. Отправляем зерно на хранение в Атбаcap и Кокшетау, а это 100 километров в одну сторону, расходы, что ни одна бухгалтерия не выдержит. Хлебозаготовители только на словах надежные партнеры земледельцев, на практики они дерут с них три шкуры. Не имея рядом железной дороги, решили сделать ставку на мини-элеваторы. За последние 2 года построили 4 вместимостью от 10 до 16 тысяч тонн зерна каждый. Но опять же построили, так сказать, передовики: Закусилов, Уразалин, Докаев. Они подали пример, за ними следуют другие. Тут должна сыграть свою позитивную роль модернизация. 

Глава государства часто и справедливо говорит о диверсификации сельского хозяйства, все с ним соглашаются, да и жизнь подсказывает - на одной пшеничке далеко не уедешь, однако процесс идет, на мой взгляд, медленно. Сандыктауский район, а я его принял менее года назад, засевает зерновыми 306 тысяч гектаров, пшеница занимает в яровом клине 79,3%. Считаю, это много. Нынче собираемся почти на 10% сократить ее клетки, заменив основную продовольственную культуру на масличные, кормовые, однолетку.

Кроме того, настала пора обратить внимание на твердые и сильные сорта пшеницы, которые ушли в историю в начале 90-х годов прошлого века. В излишнем пиаре эти сорта не нуждаются, цена говорит сама за себя. За тонну мягкой пшеницы сегодня дают 32-34 тыс. тенге, за твердую - от 47 до 50 тыс. К тому же ее охотно берут зарубежные потребители. Поэтому на первом этапе собираемся в 2 раза увеличить посевы твердых сортов и на столько же - посевы масличных.

- У всех на слуху нулевая технология - чем меньше мы ворошим почву, тем выше получаем урожай. Но есть у нее и противники, особенно что касается использования на полях химии. Химия, естественно, увеличивает плодородие гектара, уничтожая сорняки, однако портит экологическое качество продукции. Или я не прав?

- Лучшие агропредприятия страны повсеместно применяют эту технологию и внакладе не остаются. Зарубежный опыт тоже говорит в ее пользу. Именно нулевая технология ставит хлеборобов в минимальную зависимость от погодных условий. Не надо лишний раз ждать милостей от неба, чистое «нулевое» поле, да еще плотно удобренное, всегда будет с урожаем. В районе почти треть хозяйств работает по-старинке, они и портят общую картину.

Есть еще проблема, которую давно пора возвести в ранг приоритетных. На современном этапе земледелия редко кто глубоко и серьезно занимается севооборотами. Та же нулевая технология без этого агроприема не достигает максимального эффекта, надо учитывать и конкретные климатические условия. Например, нашему району наиболее подходят четырехпольные севообороты. Уже сегодня стоит задача - внедрить их во всех крупных и средних хозяйствах. Пары тоже со счетов нельзя списывать. Пока этот севооборот у нас занимает 15%, через год-два доведем этот показатель до 22-23%. Отдохнувшая пашня всегда щедра на урожай, здесь я Америку не открываю.

- Целинные агрономы, а их школа остается востребованной до сих пор, говорили: без истории полей лучше за севообороты не браться. Их рыночные коллеги забыли, что это такое.

- Забыли, но не все. У Закусилова на каждое поле, выражаясь языком животноводов, заведена родословная, отражающая размещение и чередование культур. У каждой культуры, зерновой или кормовой, есть своя очередность. Лен после льна на следующий год не посеешь - пустые хлопоты. А вот паровые участки - это санитарные участки, овес тоже санитарная культура, многолетние, особенно бобовые, обогащают почву азотом. Рапс - отличный предшественник, после него колос любой культуры становится тяжелым. Глубокая корневая система является внутренним рыхлителем почвы и накопителем влаги. Все это надо знать назубок, а если нет истории поля, как ты будешь знать ситуацию? Работать методом тыка - только себя обманывать.

- Что ни ответ, вспоминаете о Закусилове. Почему бы не создать школу передового опыта на базе его агропредприятия, допустим, респуб­ликанскую, областную или хотя бы местную?

- Хорошую мысль подали. Официально пока такой школы нет, но опыт Сан Саныча стараются использовать многие коллеги. Если будет призывать встряхнуть агросектор аким, ему не все поверят, советников в сельском хозяйстве у нас с избытком, примерно как в футболе, все знают и учат как играть, а выигрывают единицы. Закусилов много не говорит, он по натуре замкнутый и скромный, он делает, а когда люди видят позитивный результат, они охотно становятся сподвижниками. Историю полей в районе имеют 4 хозяйства, глядя на ТОО «Свободное», многие хотят последовать его примеру. Но для этого, как утверждает его бессменный директор, нужно призвание.

- Жизнь показала - большинство крестьянских и фермерских хозяйств свое предназначение не оправдали, являясь откровенным тормозом в развитии аграрного сектора. Ваше мнение?

- В районе 243 КХ. Четвертую часть, не более, можно отнести к середнякам, остальные, образно говоря, перебиваются с хлеба на воду. Успешно работают те, кто имеет собственную технику. Основная же масса арендует ее у ближайших соседей, но те, пока сами не посеют или не уберут, на помощь не придут. Что за этим стоит, нетрудно догадаться. 

Недородом крестьянских полей никого не удивить, вместе с тем мелкие товарные хозяйства вынужденно порождают другую проблему - скрытую субаренду земли, что, кстати, запрещено законом. На горизонте появляется некая теневая совместная деятельность. Отсутствие техники, семян, удобрений да и рабочей силы подталкивает крестьян идти на поклон к состоятельным соседям, более крупным землевладельцам. Между ними заключается негласный договор. Сосед убирает поле, получая за работу, допустим, 50% выращенного на нем зерна, остальные 50% остаются хозяину. Кажется, выгодно обоим, но не государству. Таким образом КХ и агропредприятие уходят от налогов. Второе. Пашня в подвешенном состоянии (хозяин нанимает, арендатор скрывает) постепенно приходит в упадок, теряя плодородие. Сегодня у нас в суде несколько исковых заявлений, поданных земельной инспекцией. Другими способами бороться со скрытой субарендой нельзя. Правительству, считаю, надо принять более жесткие меры, чтобы предотвратить нарушения в действующем земельном законодательстве.

- В районе ходят разговоры, что один из бывших акимов сдавал свою землю в субаренду, имея приличные дивиденды. Как известно, дыма без огня не бывает, и в других районах похожие слухи появляются, дескать, отдельные лидеры исполнительной власти, пользуясь служебным положением, оформляют землю на родственников, а затем передают ее в субаренду...

- О других не знаю, а что касается нас, мы отправили исковое заявление в суд, стоит вопрос об изъятии земли у бывшего чиновника.

- Откуда взялось слово «конверт­ники»?

- Так сказать, продвинутые руководители начали выдавать людям зарплату в конвертах, это хитрый ход, направленный против налогообложения. Нет ведомости, объема работ, скрыт доход. Получателям, естественно, удобно - деньги у них в руках. Таким образом зарабатывается дешевый авторитет в ущерб интересам государства. Пока не поздно, надо это явление пресекать на корню, что мы в последнее время и делаем.

- Коль коснулись налогов, в чисто аграрном районе, а Сандыктау­ский обладает именно таким статусом, казну наполнять, наверное, ох как трудно?

- Сельское хозяйство в доходную часть бюджета делегирует где-то 50% средств, 20% поступает от малого и среднего бизнеса. Наше спасение, как это ни странно звучит, - социальный налог. Но и здесь есть ножницы. 

60% его объема поступает из бюджетной сферы и лишь 40 - от аграрного сектора и бизнеса. О сокрытии налогов мы говорили выше, статистика это подтверждает. От наших известных земледельцев давно исходит предложение изменить налогообложение в сельском хозяйстве. Сегодня оно идет от выручки и прибыли, а лучше бы шло, по их мнению, от гектара. Авторы данного проекта подсчитали: реализуй его, налоговые объемы увеличились бы в 5-6 раз.

Это одна сторона медали, вторая - упростилась бы процедура изъятия земли у ее собственников. Или ты плати за каждый гектар, или отказывайся от земли. Пока же, при существующем налогообложении, треть собственников исправно платят налоги, 60% - кое-как. Почву для активной модернизации глубинки и в этой сфере надо готовить.

- Вы так подробно рассказывае­те о новых технологиях в отрасли, знаете, с какой стороны подходить к земле. Но акимам и власти в целом, кажется, запрещено вмешиваться в хозяйственную деятельность?

- А мы и не собираемся вмешиваться, без этого рычагов хватает. Есть госпрограмма развития АПК до 2020 года, работают стимулы поддержки. Наша задача - довести до каждого крестьянина, специалиста, руководителя смысл происходящего, Земля не любит, когда с ней работают вслепую. Власть должна быть грамотным проводником аграрной политики на местах, делать все, чтобы такая политика повышала качество жизни населения.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

18.03.2014 11:18

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Ирина Юрьевна Карамушкина

Карамушкина Ирина Юрьевна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

3,6%

рост ВВП Кыргызстана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30