«Естественно, что интересы Таможенного союза и Казахстана в частности, будут сводиться к тому, чтобы ограничить свой собственный рынок от несанкционированного контрафактного и контрабандного ввоза конкурирующей продукции из Китая через Киргизию, и что усиление таможенного контроля на границах с Киргизией будет оправдано защитой интересов ТС. Естественно, что более сильный и конкурентоспособный будет отстаивать свои интересы с большим успехом», - заявила в интервью StanRadar.com заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.
StanRadar.com: За последнее время неоднократно озвучивался прогноз - если Киргизия не вступит в ТС, то Казахстан в течение года-двух перекроет реэкспорт китайских товаров? Это действительно так?
- Прогноз относительно среднесрочного периода в год-два абсолютно справедлив. Но реэкспорт из Киргизии будет перекрывать не Казахстан, как государство, а казахстанский бизнес для того, чтобы обеспечить собственную конкурентоспособность. Таким образом казахстанские бизнесмены обезопасят себя от внешних факторов, в том числе через лоббирование собственных интересов в государственных структурах.
Именно это я имела в виду, когда ранее говорила о том, что у Киргизии исчерпан экстенсивный фактор - интересы бизнеса других стран противоречат интересам киргизстанского бизнеса.
В этой ситуации Киргизии необходимо прогнозировать свои возможности и адекватно оценивать их для того, чтобы выстраивать собственное будущее.
StanRadar.com: Контрабанду каких товаров из Киргизии в первую очередь попытается перекрыть Казахстан?
- Речь о тех товарных позициях, по которым внутри Казахстана будет налаживаться или развиваться собственное отечественное производство: это сельхозпродукция, ее переработка, возможно, легкая промышленность – текстиль, что является крайне чувствительным для Киргизии.
Это будет та продукция, которая производится в России и в Белоруссии: частично - бытовая электроника, некоторые позиции машиностроения. Таможенный Союз будет ограничивать ввоз данных товаров из других стран с целью развития своего производства.
StanRadar.com: Получается, что в обозримой перспективе в жизни крупнейшего в регионе оптово-розничного рынка «Дордой» наступят тяжелые времена. Причем проблемы начнутся либо на казахской границе, либо, если Киргизия вступает в ТС, на киргизско-китайской границе?
- «Дордой», как эпицентр спорных и конфликтных моментов и попыток Киргизии отстоять в том формате, в котором сегодня действует данная структура, является нежелательным объектом в первую очередь для казахстанского бизнеса. Потому, что достаточно сложно контролировать объемы несанкционированного ввоза.
Для «Дордоя» гораздо более эффективным было бы идти не на политику агрессивного отстаивания нынешних позиций, а выработки стратегии движения к смешанному виду бизнеса. То есть переходу от торгово-посреднической деятельности к торгово-производственным функциям.
В качестве примера можно рассмотреть киргизскую швейную промышленность, которая имеет для этого все шансы. Однако здесь киргизская сторона предъявляет требования по сохранению неравных конкурентных возможностей для своих производителей. Я имею в виду требования по сохранению нынешней нулевой ставки по тканям, фурнитуре и запасным частям. Потому, что точно такое же производство сейчас развивается в Казахстане и России и естественно, что производители из этих стран заинтересованы в создании равных конкурентных возможностей в плане налоговых и таможенных обложений.
Конечно же, низкий уровень налогового бремени по Киргизии в целом, и по таможенным изъятиям в частности, создают неравные условия. Возникает мощный ценовой демпинг, и естественно, рынок «Дордой», в том виде, в котором он представлен сейчас, неприемлем для ТС.
ТС готов инвестировать в реформирование «Дордоя» в так называемую производственную структуру в интересах всех стран. Такая реформа «Дордоя» была бы также актуальна с точки зрения более долгосрочных перспектив занятости населения, повышения квалификации населения, если его занятость будет переформатирована из торговой в производственную сферу.
Проблемы для Киргизии заключаются в том, что в краткосрочной перспективе такие реформы будут нести скорее затратный характер, нежели приносить доход. Здесь необходимо разрабатывать компенсационные программы для населения, малого и среднего бизнеса.
К сожалению, в краткосрочной перспективе эти программы не предусмотрены. Они частично заложены в стратегии развития, о которой мы говорили, но не заложены в комплексе с общим развитием страны. Поэтому для решения этого вопроса его необходимо вынести в приоритет и уже рассматривать точечно по конкретным производителям, секторам, которые в дальнейшем планируется развивать.
Есть еще один нюанс. У Казахстана есть альтернативный проект «Дордоя» - расположенный на границе с Китаем рынок «Хоргос». Если киргизская сторона не пойдет на компромисс и не будет вырабатывать приемлемые условия для всех сторон, то казахстанский бизнес будет заинтересован в развитии собственного торгово-посреднического хаба примерно того же формата, что и «Дордой».
Это замещение «Дордоя», которое, при наличии инвестиционного фактора Казахстана, с возможностью привлечения российских инвестиций, будет иметь большие конкурентные возможности, чем киргизский «Дордой».
StanRadar.com: Но ведь в Казахстане тоже есть определенное контрабандное лобби, люди, которые зарабатывают на потоке китайского ширпотреба из Киргизии. Кто сильнее, производители или люди, занимающиеся контрабандой?
- Это будет зависеть от того, чьи интересы будут ущемляться в первую очередь. Если Казахстан сохранит темпы выполнения программы собственного индустриального развития, (последние два года эти темпы сохраняются благодаря партнерству в рамках ТС, 2014 год – это год когда инвестиционные проекты начнут вырабатывать готовую продукцию), то можно ожидать, что уже выполненные проекты и их результаты потребуют большего лоббирования национальных интересов.
Тогда можно прогнозировать усиление интересов производителей, которые будут требовать расширения рынка. В данном случае, государство примет их сторону.
Естественно, изменения произойдут не сразу. Изменения будут происходить постепенно, в зависимости от темпов наращивания производственных мощностей.
StanRadar.com: Может ли Киргизия «надавить» на Казахстан, используя некие рычаги влияния, чтобы снять блокаду границы?
- На сегодняшний день Казахстан более независим за счет собственных источников, введенных относительно недавно – пять-восемь лет назад: по воде, по электроэнергии, по поставкам газа... Достаточно сказать, что Казахстан может выйти из «центрального энергетического кольца». Казахстан имеет собственный трубопровод с Узбекистаном и Китаем, то есть вопросы газоснабжения решены. Вопросы водоснабжения решены частично, хотя они, конечно, создадут определенные трудности.
Но в принципе, у Казахстана есть собственные водохранилища. За счет них можно осуществить некоторые компенсации в случае отсутствия поставок воды со стороны Киргизии. Это более затратно, но для Казахстана это принципиально выполнимые задачи.
Казахстан менее уязвим, чем киргизская экономика. Поэтому я думаю, что у Киргизии действенных рычагов давления нет. Есть рычаги, которые могут привести к выработке заинтересованности Казахстана в том, чтобы идти на какие-то компромиссы. Но давление – нет. Только добровольный договор.
Еще материалы по теме:
Правила комментирования
comments powered by Disqus