Киргизский энергетический холдинг «Кыргызгаз» перешел под управление российского газового монополиста «Газпром». Договор о купле-продаже был подписан вчера в государственной резиденции «Ала-Арча» главой «Газпрома» Алексеем Миллером и гендиректором «Кыргызгаза» Тургунбеком Кулмурзаевым. Это первая киргизская компания, 100% акций которой перешли России. На очереди – «Транснациональная корпорация «Дастан» (ТНК «Дастан») и киргизские аэропорты, которые готова выкупить «Роснефть».
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев лоббировал продажу «Кыргызгаза», заявляя, что «стране нужен газ, а не «Кыргызгаз». Убыточное предприятие с долгом в 40 млн долл. вчера перешло «Газпрому». Тем не менее Алексей Миллер назвал этот день «историческим». Новая компания получила название «КыргызгазГазпром».
На встрече с Алексеем Миллером глава Киргизии отметил, что «привлечение стратегического инвестора в газотранспортную систему страны и дальнейшая реализация инвестиционных программ ОАО «Газпром» в Киргизии придадут мощный импульс развитию отрасли, ее модернизации и расширению, а также освоению собственных запасов природного газа».
Судя по заявлениям Миллера, «Газпром» берет на себя все обязательства «Кыргызгаза»: не только обеспечить газом население и промышленность страны, но и провести модернизацию и реконструкцию существующих транспортных сетей и магистральных газопроводов, ранее принадлежавших «Кыргызгазу». Для этого российская сторона намерена инвестировать в отрасль не менее 20 млрд руб. Миллер также сообщил, что «Газпром» намерен проводить геологоразведку месторождений газа в Киргизии. «Сегодня добыча газа в Киргизии небольшая. Задача обеспечивать себя собственным газом – очень благородная. В самое ближайшее время мы начнем геолого-разведочные работы, и наша задача – не только бесперебойные поставки газа, но и увеличение процента газификации страны», – сказал Миллер.
Причины перехода «Кыргызгаза» под юрисдикцию России, по мнению завотделом экономики Института стран СНГ Азы Мигранян, заключаются в том, что газотранспортная система Киргизии крайне изношена и нуждается в достаточно серьезных капитальных вложениях, которыми не обладает республика, и не имеет возможности найти источники финансирования. Поэтому необходимость решения этой проблемы обусловлена в первую очередь соображениями энергобезопасности населения и государства.
«Вторая причина – это обязательное участие «Газпрома» в распределении энергоресурсов. Если «Газпром», как и обещает, будет предоставлять газ населению и предприятиям по более дешевой цене, то принадлежность именно «Газпрому» дает возможность газотранспортной системе решения вопросов, связанных с обменом газа, когда «Газпром» может обеспечить потребителей узбекским газом, а с Ташкентом рассчитываться по взаимозачетным схемам. Так для Киргизии может быть решен вопрос удешевления энергоресурсов. Это причины, по которым было заключено соглашение. Если говорить об интересах «Газпрома», то корпорация, конечно же, не получает никакого стратегического преимущества. Данная транспортная система и киргизские активы не имеют значения в региональном масштабе. Они всего лишь решают вопросы самой республики. Пока мы можем говорить о том, что «Газпром» с приобретением этой системы решает технологические вопросы по выполнению некоторых обязательств согласно межправительственным договоренностям России и Киргизии», – сказала «НГ» Аза Мигранян.
Однако не все в Киргизии довольны этой сделкой. Оппоненты власти обеспокоены, что стратегические объекты Киргизии переходят в собственность России, утверждают, что республика в итоге потеряет свой суверенитет. Так, уже не первый год обсуждается проект передачи акций ТНК «Дастан», производящей важные для российской армии элементы торпедного вооружения. В советское время завод «Дастан» специализировался на производстве высокоскоростных торпед ВА-111 «Шквал». Эта торпеда является уникальной по ряду характеристик и не имеет аналогов за рубежом. Киргизские власти, понимая особую заинтересованность России, стремились обменять его на как можно большее количество преференций, порой шантажируя Москву продажей этого завода Турции.
Сегодня оппозиция поднимает вопрос о продаже ряда аэропортов Киргизии, в том числе и международного аэропорта «Манас», на содержание которого после вывода американской базы средств у республики нет. Этими объектами заинтересовалась «Роснефть». Вчера в Бишкеке состоялся митинг под лозунгом «Остановить продажу киргизских предприятий иностранным государствам», в частности России.
«Невозможно потерять суверенитет и свою независимость, если передается часть финансовых активов страны. Тем более что эти активы управляются в рамках межправительственных соглашений, в данном случае Киргизии и России. Здесь нет угрозы потери финансовой независимости. А именно только потеря финансовой независимости может быть основой для инициирования каких-либо процедур по потере реального суверенитета государства. Политически они никак не взаимосвязаны», – сказала Аза Мигранян. По мнению эксперта, митинг оппозиции носил «популистский и политический характер». Ибо более чем за 20 лет суверенного существования республики кардинально решить и повысить эффективность использования имеющихся активов в республике власть не смогла. И к сожалению, пока никто из внешних игроков не демонстрирует интереса к инвестициям в эти объекты. «Кроме того, Киргизия, как и весь остальной мир, находится в системе рыночных отношений. Когда мы говорим об этих отношениях, то должны понимать, что получение неких льгот и привилегий никогда не может быть односторонним. Всегда должно быть определенное обеспечение имущественного характера кредитору. А бесконечно дотировать Киргизию не будет ни одно государство, в том числе и Россия», – сказала Мигранян.
Правила комментирования
comments powered by Disqus