Несмотря на то, что в целом по стране социальная напряженность в обществе находится, к счастью, на среднем уровне, среди молодежи Ошской и особенно Баткенской областей наблюдаются высокая социальная активность, а также рост недовольства жизнью. Это делает социальную ситуацию в стране достаточно непредсказуемой, и любое негативное событие может послужить толчком к увеличению числа недовольных и конфликтам. К такому тревожному выводу пришли исследователи Центральноазиатского ресурсного центра по управлению многообразием.
Краткие результаты этого исследования «Молодежь Кыргызстана: ценностные ориентиры, социальные настроения и конфликтное поведение» представила на днях общественности директор упомянутого центра, доцент кафедры психологии АУЦА Нина Багдасарова.
Исследование проводилось в декабре прошлого года – январе нынешнего. Информацию обработали и подвели итоги в марте. Буквально на днях оно будет представлено общественности в полном виде.
В исследовании приняли участие 750 молодых людей в возрасте 18-25 лет и 450 взрослых по всем областям страны, было взято также 50 глубоких интервью у молодых людей, проведено 20 бесед с экспертами и 5 биографических кейс-стади. Как подчеркнула в своем выступлении Нина Багдасарова, в качестве интервьюеров выступила исключительно работающая, не маргинальная молодежь.
Через индексы личного положения опрашиваемых и текущего положения страны, индексы ожиданий и массового недовольства (путем простых вопросов типа «Как вы оцениваете свое положение сейчас?», «Как вы думаете, в стране будет лучше или хуже?» и пр.) исследователи пытались выяснить социальные настроения среди молодежи, ее ценности и конфликтность.
Высоки этноцентризм и готовность к насилию
Выяснилось, что, как ни крути, молодежь севера отличается от сверстников на юге. Последние более религиозны, четко идентифицируют себя с семьей и национальностью (на вопрос «Кто вы?» большинство молодых людей с юга отвечали «Я - кыргыз», «Я – дочь/сын» и т.д.), тем самым демонстрируя привязанность к определенным социальным группам. Особенно ярко этноцентризм (национальная идентичность) проявляется у молодежи Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей.
Там же, на юге, молодые люди чаще выражают желание доминировать в социальном плане, стремятся к власти, то есть налицо фактор агрессии.
В этих же областях плюс в Иссык-Кульской довольно высок уровень недовольства общей ситуацией в стране, хотя все опрошенные исследователями молодые люди своим личным положением на данный момент в целом довольны.
– Такие показатели в общем-то характерны для всех стран, в том числе и для Запада. Когда опрашиваемые люди оценивают личное положение выше, чем собственно саму ситуацию в стране. То есть довольны тем, как они живут на данный момент, но вот в стране в целом, на их взгляд, всё обстоит плохо, – прокомментировала эти показатели Нина Багдасарова.
Чуйская область и особенно город Бишкек показали себя в этом плане большими космополитами – опрошенные там жители не придают такого уж большого значения национальной принадлежности и оценивают ситуацию по стране как более благополучную.
Тем не менее именно молодежь на Севере, согласно результатам исследования, больше готова участвовать и участвует в насильственных действиях и социальных конфликтах, причем, по словам молодых, «по своим убеждениям». Молодые люди рассказали, что готовы к насильственному разрешению ситуации, чтобы защитить свои семьи, близких, группу, свои права или самих себя.
У нашей молодежи нет своих ценностей…
На юге такое воинственное настроение больше наблюдается у людей старшего возраста.
Если же говорить о ценностях молодежи и ее приверженности к традициям, то по всей стране наблюдается очень тесная связь между молодым и старшим поколениями. Молодежь попросту копирует, подражает взрослым, например, своим родителям, воспроизводя их систему ценностей, взглядов на мир и жизнь, традиции.
Однако такая тенденция не обрадовала, а скорее, насторожила исследователей.
– Это говорит о том, что у наших молодых людей нет своей явной иерархии ценностей, нет открытости к изменениям, особенно на юге. Это плохо, поскольку не знаешь, чего можно ожидать от них во время каких-то социальных конфликтов. Велико влияние случайных факторов, «по ситуации». Мы отдельно опросили молодых людей, которые хотя бы раз участвовали в социальных конфликтах либо акциях протеста. У них очень мрачное настроение, недовольство жизнью зашкаливает, они ничего не ждут от жизни и властей, ситуацию в стране оценивают как отрицательную. Таких молодых людей пока набирается менее 10% от числа молодежи в стране. Но ситуация в КР такова, что практически любое негативное событие может привести к их резкому увеличению, – заключила Нина Багдасарова.
… и до сих пор по-настоящему не вовлечена в жизнь страны
К тому же такая ситуация, по мнению исследователей, складывается в обществе тогда, когда государство устраняется от решения социальных проблем, предоставляя эту возможность самим людям. В таком случае человек, особенно молодой, теряет почву под ногами, опору в жизни. И кому же тогда можно довериться? На кого опереться? На традиции, уходящие корнями в века, на родителей, копируя их поведение… Еще один жирный минус такого положения – отсутствие перспективы.
Будущее нашей молодежи и страны плохо проглядывается еще и потому, что исследование выявило проблемы у нашей молодежи с навыками анализа ситуации, критического мышления.
– Молодежь не интересуется жизнью вокруг, не читает новостей, мало что-либо делают сообща. Опрос показал, что молодые люди сидят в основном дома либо что-то делают в узком кругу семьи и друзей. Отсюда узкий кругозор, большой разрыв между завышенными ожиданиями от жизни, мечтами и реальностью. По-настоящему молодежь так и не вовлечена в жизнь страны, в обсуждение и решение проблем, нет площадки для высказываний и действий. Нужно переломить ситуацию. И молодежи Кыргызстана придется это делать самой – двигаться, искать новые пути, выходы, решения, – заключила Нина Багдасарова.
Но как подчеркнули исследователи в конце мероприятия, делать это нужно все же мирным путем – не через насилие, а созидание. Поэтому предлагают нашим властям разработать и внедрить два стратегически важных документа – Национальные политики, посвященные снижению уровня насилия во всех социальных институтах, начиная с семьи, и более широкому вовлечению молодежи в социальную жизнь общества.
Правила комментирования
comments powered by Disqus