90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Бишкек-Лондон: выведенные миллионы, Максим Бакиев и сотрудничество

02.03.2020 11:00

Политика

Бишкек-Лондон: выведенные миллионы, Максим Бакиев и сотрудничество

Между Бишкеком и Лондоном возможно сотрудничество по поводу возврата выведенных из Кыргызстана средств. О том, что стороны ведут переговоры на эту тему в интервью «Азаттыку» рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Кыргызстане Чарльз Гарретт.

Посол ответил на призывы о проверке имущества сына бывшего президента КР Максима Бакиева в Великобритании, а также поделился своим мнением о состоянии демократии и свободы слова в Кыргызстане, уровне коррупции и своей популярности в обществе.

«Азаттык»: Вот уже восемь лет как в Кыргызстане на постоянной основе работает Посольство Великобритании. Конечно, двусторонние отношения были и до этого, но при этом про сотрудничество наших стран нельзя сказать, чтобы оно было таким, как ему положено быть. Какую оценку можно дать нынешним взаимоотношениям Соединенного Королевства и Кыргызстана?

Чарльз Гарретт: Я сказал бы, что ситуация хорошая. Двусторонние отношения стабильные. И, на мой взгляд, они приносят пользу обоим государствам. Наши дипломатические связи, как вы упомянули, установились давно, еще в 1992 году. А наше посольство в КР было открыто в 2011 году. До этого Министерство международного развития Великобритании (Department for International Development - DFID) вело активную деятельность в Кыргызстане, развивая двустороннее сотрудничество между нашими странами. За эти годы мы инвестировали в КР более 150 млн фунтов стерлингов.

Важны и связи между гражданами обоих государств. В Кыргызстане имеются внушительные ассоциации тех, кто получил образование в Соединенном Королевстве. Это более 300 человек, которые являются выпускниками программ Chevening, John Smith Trust, «Международная программа для лидеров» и программы Британского совета.

Что касается экономики, то наша страна является крупнейшим торговым партнером Кыргызстана в Европе. Действительно, 47% экспорта Кыргызстана уходит в нашу страну. В сфере инвестиций мы тоже достигли хороших показателей. Приведу один пример: если бы горнодобывающая компания «Чаарат» начала свою работу на месторождении в Чаткальском районе, то для местного населения было бы создано 850 рабочих мест. И учитывая, что это предприятие, которое подчиняется законам Великобритании, в нем придерживались бы высоких европейских стандартов в вопросах защиты окружающей среды, соблюдения экологии и норм техники безопасности на производстве.

Есть еще одно остающееся в тени направление – это сотрудничество в сфере обороны. Мы проводим для военнослужащих армии Кыргызстана учения на английском языке. Также проводим тренинги по вопросам соблюдения прав человека и борьбы с коррупцией. На сегодняшний день в Королевской военной академии Великобритании обучается офицер кыргызской армии.

Во всех этих секторах наблюдается активное сотрудничество. И учитывая многовекторную политику, которой придерживается президент КР, Соединенное Королевство и Кыргызстан являются естественными партнерами.

«Азаттык»: Вы затронули тему многовекторности. Вы, действительно, оцениваете внешнюю политику Кыргызстана как многополярную или же нет?

Чарльз Гарретт: То, что она многовекторна - это бесспорно. Все то, что я перечислил в двусторонних отношениях Кыргызстана и Великобритании, свидетельствует о том, что во внешней политике КР упор не делается на одно или два направления. Как и с другими странами, с Соединенным Королевством выстроены динамично развивающиеся, взаимовыгодные отношения.

Проблема вывезенного капитала

«Азаттык»: Недавно вы и представитель Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании встречались с руководством финансовой полиции Кыргызстана. В ходе этих переговоров, как оказалось, шла речь и о сотрудничестве по вопросам возврата в КР выведенных из страны денег. Какие сведения имеются у служб вашей страны относительно финансовых средств, что были вывезены из Кыргызстана?

Чарльз Гарретт: Вы правильно сказали, это очень важная тема. Но вы, наверное, понимаете, что я не могу раскрывать детали беседы официальных лиц или вопросов, которые являются предметом расследования. Такие переговоры ведутся. Представители Великобритании обмениваются информацией с коллегами в Бишкеке. Обе стороны надеются, что смогут продвинуться в данном вопросе.

 

«Азаттык»: Каким может быть взаимодействие обеих сторон в вопросе возврата выведенного капитала?

Чарльз Гарретт: У нас, в Великобритании есть очень сильный инструмент под названием «Ордер о необъяснимом благосостоянии» (Unexplained Wealth Order). В рамках этого механизма суд может обязать любого человека, проживающего на территории Соединенного Королевства, дать разъяснения по поводу источников своего богатства, которое вызывает подозрения. И в случае вынесения такого решения человек, который откажется выполнить требования закона или не сможет дать пояснения, лишается своего капитала, то есть его конфискуют. И это предмет переговоров официальных представителей Великобритании и Кыргызстана.

Вопрос Максима Бакиева

«Ордер о необъяснимом благосостоянии» может быть применен к любому человеку, проживающему на территории Великобритании. С теоретической точки зрения я ответил бы на ваш вопрос «да»…

«Азаттык»: В свое время сын бывшего президента КР Максим Бакиев, как известно, осложнил британо-кыргызские отношения. Правительство Кыргызстана несколько раз направляло запрос в Великобританию о его экстрадиции. Но эти просьбы так и не были удовлетворены. Британская антикоррупционная организация «Глобал Уитнесс» заявляла, что Максим Бакиев проживает в дорогом особняке, в районе Саррей, на окраине Лондона. Может ли этот закон быть применен к нему?

Чарльз Гарретт: Вопросы экстрадиции и удовлетворение таких запросов – очень сложный механизм. Такие заявления должны отвечать очень высоким стандартам. Исходя из этого и принимаются заключения. Мы пока не видели от Кыргызстана запросов, которые соответствовали бы этим высоким стандартам.

«Азаттык»: Может ли «Ордер о необъяснимом благосостоянии» быть применен к Максиму Бакиеву?

Чарльз Гарретт: «Ордер о необъяснимом благосостоянии» может быть применен к любому человеку, проживающему на территории Великобритании. С теоретической точки зрения я бы утвердительно ответил на ваш вопрос. Но как я уже сказал, это предмет переговоров официальных представителей Великобритании и Кыргызстана.

«Азаттык»: Максим Бакиев заявляет, что подвергся политическим гонениям. Но власти Кыргызстана подозревают его в совершении тяжких преступлений в период до 2010 года. Что мы знаем о его иммиграционном статусе в Великобритании?

Чарльз Гарретт: Ясно, что это очень важный вопрос. Обе стороны должны основательно подойти к этому и для получения желаемого ответа тщательно расследовать это дело.

«Азаттык»: «Азаттык», OCCRP и портал Kloop в своих совместных расследованиях раскрыли контрабандные схемы, действовавшие на кыргызско-китайской и кыргызско-узбекской границах, а также тайный бизнес грузоперевозок. Как выяснилось, на этом большие деньги делали семья этнического уйгура Абдукадыра и их друзья в Кыргызстане. При этом часть добытых таким образом средств была вложена в недвижимость в Великобритании. Могут ли эти сведения стать причиной расследований в вашей стране?

Чарльз Гарретт: Власти Королевства проверяют всю информацию о незаконном обогащении или подозрительном капитале и отмытых деньгах. Это важная составляющая работы британского правительства. Потому что это лучший способ защиты нашего финансового рынка. Данный рынок является крупнейшей частью нашей экономики. Поэтому мы считает это важной работой. И как один из инструментов мы можем применять «Ордер о необъяснимом благосостоянии». Сейчас официальные лица обеих стран изучают все эти вопросы.

Свобода слова

«Азаттык»: В 2019 году вы поддержали расследования «Азаттыка», OCCRP и Kloop. Сейчас все они являются ответчиками по иску в суде. Как вы оценили бы состояние свободы слова в Кыргызстане? Как подобные судебные разбирательства отражаются на свободе слова и свободе СМИ?

Чарльз Гарретт: Судебные разбирательства - важный инструмент во всех демократических странах. Потому что это помогает защитить право людей на неприкосновенность личных данных. Но судебная система должна выносить объективные решения. В противном случае судебные дела могут использовать для борьбы со своими же гражданами и общественным интересом.

Если же говорить о свободе слова в Кыргызстане, то публикация упомянутых вами материалов - положительный знак. Подобные расследования не могли быть проведены в других странах Центральной Азии или других государствах, которые называют себя демократическими. Это большое достижение, и его надо защищать, развивать.

Но есть и оборотная сторона медали, негативная - последние атаки на журналистов, в том числе нападение на Болота Темирова (главред портала Factcheck.kg – прим.ред.). К сожалению, в мире происходит много таких случаев. За последние годы аналогичные нападения произошли в Словакии, на Мальте и в Великобритании.

Журналистика не должна быть опасной профессией. СМИ – это воздух демократии. Они обеспечивают избирателей необходимой информацией для того, чтобы люди могли сделать правильный выбор. Конечно, журналисты задают неудобные вопросы. Но эта ситуация должна заставить нас всех задуматься.

Борьба демократии и коррупции

«Азаттык»: Господин посол, многие международные организации называют коррупцию одной из главных проблем, которые отрицательно сказываются на политико-экономическом развитии Кыргызстана. Вы согласны с этим? Какие вызовы стоят перед страной?

Чарльз Гарретт: Я согласен с ними. Коррупция является очень большой проблемой для страны. Спустя какое-то время после прибытия сюда, я снял несколько видео о своих первых впечатлениях в Кыргызстане. Одно из них было связано с коррупцией. Потому что многие люди, вроде таксистов и продавцов на рынках в Бишкеке и других регионах, где я побывал, назвали коррупцию одной из главных проблем в своей жизни. И я понимаю почему. В недавнем исследовании Международный республиканский институт (IRI) отметил, что коррупция и безработица являются главными проблемами КР.

Последствия коррупции ощущают на себе все граждане. Во всех странах, где процветает это зло, она забирается в карман каждого рядового гражданина. И их средства уходят к тем, кто не зарабатывает на жизнь честным трудом. Коррупция ослабляет экономику, создает препятствия развитию бизнеса и появлению новых рабочих мест. Экономика остается без доходов. И самое главное - это головная боль для демократии и верховенства закона. Я не удивился тому, что большинство граждан назвали коррупцию главной проблемой в стране.

Установление верховенства закона - это еще одна трудность. Верховенство права - фундамент демократии. Если народ не верит законам, то демократии наносится урон. Для укрепления демократической системы в стране необходимо усиливать парламент и другие институты.

 «Азаттык»: Если говорить о демократии и верховенстве закона, то Великобритания – страна, которая стоит в первых рядах развитых стран с парламентской демократией. Кыргызстан после апрельских событий 2010 года также нацелился на формирование парламентской системы управления. Насколько республика приблизилась к этой своей цели?

Чарльз Гарретт: Вы правы. Великобритания стоит во главе демократических стран. Наш путь к демократии начался более 800 лет назад, с момента подписания документа «Магна карта» («Великая Карта»). С тех пор мы стараемся развивать ее. Демократии постоянно должно уделяться внимание, она периодически должна укрепляться. И для Кыргызстана характерна такая же как в Великобритании ситуация.

Коррупция ослабляет экономику, создает препятствия развитию бизнеса и появлению новых рабочих мест. Экономика остается без доходов. И самое главное, это головная боль для демократии и верховенства закона...

В этом вопросе, прежде всего, приоритет должен отдаваться верховенству закона. Потому что если народ не верит институтам, которые призваны обеспечить верховенство права, то это влияет и на их веру в демократию. И то, что граждане не верят в демократию, а система не работает на них, это плохой показатель. Потому что система должна работать для народа.

«Азаттык»: Чего не хватает Кыргызстану для достижения этой цели? Что необходимо для формирования и укрепления демократических институтов, которые эффективно будут бороться с коррупцией? Что вы для себя отметили?

Чарльз Гарретт: Это долгосрочная работа. За ночь изменить все невозможно. Верховенство закона и коррупция - очень сложные вопросы. Это влияет на институты по поддержке демократии. То, что президент нацелен на реформирование судебной системы и борьбу с коррупцией – хороший знак.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Максимом Бакиевым

02.03.2020 11:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
69 лет 6 месяцев

средняя продолжительность жизни в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30