О тех, кому нужна Киргизия в составе Таможенного союза и о том, нужна ли Евразийская интеграция этой среднеазиатской республике, рассказал эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов в интервью StanRadar.com.
StanRadar.com: Накануне, 29 мая, утверждена «дорожная карта» по присоединению Киргизии к Таможенному союзу. Вместе с тем, парламент республики еще не ратифицировал этот документ. Как Вы считаете, успеет ли руководство Киргизии провести необходимую работу по снижению возможных рисков от интеграционных процессов?
- Этот вопрос вставал в практическую плоскость в 2011 году, когда Киргизия только изъявила желание стать членом ТС. И меры, которые необходимо предпринять в связи с этим, не были секретом. Руководство Киргизии с 2011 года прекрасно понимало, на что идет и какую работу необходимо выполнить в связи с выбранным курсом.
Однако, если подготовительная работа не начиналась, и в парламенте Киргизии продолжается дискуссия на тему вступления республики в Таможенный союз, то это затрудняет любую работу. Ведь за три месяца серьезные вопросы по перестройке экономической системы не решатся. Это сложная работа даже притом, что решение принято руководством страны.
В Киргизии эта воля выражена неоднозначно: президент - «за», а парламент продолжает политические дебаты. Поэтому выполнить все требования «дорожной карты» в реальных политических условиях Киргизии не удастся.
StanRadar.com: Киргизия просит материальной помощи и льготный период для рынков «Дордой» и «Кара-Суу». Согласятся ли на эти условия члены Таможенного союза?
- Мнения у членов ТС по этой вопросу расходятся. Правильный юридический подход предполагает единое требование к кандидатам на членство в организации на основе существующих правил. Однако постсовесткая практика ведения политики такова, что из правил делают постоянные исключения. На это и рассчитывает руководство Киргизии, запрашивая помощь у партнеров.
Для оказания помощи Киргизии и выделения преференций необходимо единогласное решение России, Казахстана и Белоруссии. Этот вопрос в первую очередь коснется России, чьи экономические интересы, в теории, могут пострадать, если будут продлены сроки торговли между Киргизией и Китаем, поскольку китайские товары заходят на российский рынок. Тем не менее, я думаю, что Астана и Минск могут не согласится с этой позицией при том, что Россия положительно воспримет просьбу Киргизии.
Минск вообще очень ревностно относится к приему новых партнеров в ТС по нескольким причинам. Во-первых, это уменьшает доходы от таможенных сборов, так как новый партнер в соответствии со своим уровнем экономики получает долю от общей суммы. Во-вторых, Белоруссия сама торгуется с партнерами по ТС. И для нее пример Киргизии – это прецедент для дальнейших переговоров.
У Казахстана есть своя точка зрения по поводу Киргизии и ее членства в Таможенном союзе. Изначально Астана не была предрасположена к принятию Киргизии. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, может быть, и не высказывался открыто в публичном пространстве, но чиновники часто действовали именно в этом направлении. Их позицию тоже можно понять.
Для Казахстана прием Киргизии в ТС означает, что часть существующих внешних границ ТС смещается с границы «Казахстан-Киргизия» на границы «Киргизия-Таджикистан» и «Киргизия - Китай». Помимо того, что понесенные Казахстаном расходы на устройство участков границ с Киргизией не будут компенсироваться, существует еще одна веская причина - с расширением границ ТС Казахстан теряет доходы от таможенных пошлин, которые он получал от товаров, идущих из Китая через Киргизию. Теперь эти деньги будет получать Киргизия.
Кроме того, в казахстанском обществе есть политические силы, которые воспринимают Киргизию как «младшего пасынка». Он бедный и поэтому не имеет право претендовать на равноправные отношения. Казахстан неоднократно на заседаниях Евразийской экономической комиссии не поддерживал позицию Киргизию по оказанию помощи при вступлении в Таможенный союз.
Мне кажется, что эта ситуация не изменится, так как для Астаны увеличение численного состава ТС не так значимо, как для Москвы. У России кроме экономических соображений на этот счет есть и геополитические аргументы.
Россия как страна обладающая ресурсами является основным спонсором проекта Евразийской интеграции. Поэтому расходы, ответственность и «шишки» сваливаются на Россию. Если будет у политического руководства России достаточно сил, чтобы «переубедить» Казахстан и Белоруссию, то процесс принятия Киргизии ускорится.
StanRadar.com: Что значит «переубедить»?
- В дипломатических переговоров такого уровня «переубеждать» - это соглашаться на дополнительные уступки, чтобы партнеры перестали препятствовать включению Киргизии в Таможенный союз на тех условиях, на которых хочет Киргизия. Поскольку процесс переговоров длится уже три года, то мне кажется, такой вариант возможен.
Нужно понимать, что Армения, которая приняла политическое решение вступать в ТС осенью прошлого года, за очень короткий период времени добилась куда большего, чем Киргизия, которая ведет переговоры с 2011 года.
Эти искусственные препятствия только затрудняют развитие экономики. Если бы их устранили, то Киргизия уже давно получала бы выгоды от Таможенного союза.
StanRadar.com: Российские экономисты считают, что особых выгод от вступления в ТС Киргизия не почувствует, так как уже пользуется преференциями в рамках свободной экономической зоны и получает ГСМ по сниженной цене. Вы согласны с этим?
- И да, и нет. Отмеченные плюсы уже действительно работают. Но нужно понимать, откуда они появились. Они возникли не из воздуха и не потому, что существовала какая-то логика в продвижении Киргизии в сторону Таможенного союза.
Эти плюсы были связаны с геополитическими обстоятельствами – торгами вокруг американской базы «Манас» на территории Киргизии. А поскольку решение о выводе базы выполняются, то у стороны, которая выдавала преференции, возможно, нет смысла продолжать это делать. Вопрос может быть поднят и в этой плоскости.
С другой стороны, вышеперечисленные выгоды – ГСМ и материальная помощь – разве единственные плюсы от ТС для Киргизии? Для бизнесменов будут открыты новые рынки сбыта, будет развиваться производство, столь необходимое для экономики республики.
Экономисты правы в том, что не стоит ожидать сиюминутных выгод при вступлении в ТС. Так же, как не стоит ожидать их и от Евразийского экономического союза, договор о создании которого подписан в Астане. Это стратегический процесс, рассчитанный на долгий период времени.
Вообще, мне кажется, что люди не видят преимущества, которые возникли после создания Таможенного союза потому, что уже забыли ситуацию «до». Ведь к хорошему быстро привыкаешь.
Справка StanRadar.com:
Аждар Куртов – эксперт Российского института стратегических исследований, ведущий специалист Российской Федерации в области отношений стран, входящих в Содружество Независимых Государств. В сферу его научных интересов входят такие темы как: внешнеполитические интересы России в современном мире, трансформации политических режимов постсоветских государств, политико-экономические процессы в странах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, проблемы конституционного и международного права.
Правила комментирования
comments powered by Disqus