Повсеместное распространение идей коммунизма и социализма в Средней Азии после октябрьской революции 1917 г. оставило значительный след в общественно-политической жизни региона, однако сегодня это достояние все больше становится историей. В настоящий момент только 3 из 5 государств региона имеют реально действующие коммунистические партии, а в таких странах как Узбекистан, и, естественно, Туркменистан, такие партии отсутствуют. В Туркменистане есть две легальные партии, а парламентская двухпартийность начала функционировать совсем недавно. В Узбекистане действует Народно-демократическая партия Узбекистана, объявленная официальной правопреемницей Коммунистической партии Узбекской СССР. Однако нельзя утверждать, что эта структура отстаивает коммунистические идеалы и ценности. В ее составе 29 депутатов парламента Узбекистана, все из которых лояльны президенту страны И. Каримову.
В остальных центральноазиатских странах закат коммунистических идей осуществляется не так стремительно, а сами партии проявляют хоть какие-либо признаки жизни. Однако только в Таджикистане коммунисты имеют представительность в парламенте страны (2 места). Правда, недавно было заявлено, что Коммунистическая партия Таджикистана рассчитывает на увеличение мест в парламенте, выборы в который запланированы на конец февраля 2015 г.
В Кыргызстане зарегистрировано около 200 политических партий, среди которых есть и коммунистические. Самая влиятельная среди них Партия коммунистов Кыргызстана, выступающая за присоединение к союзному государству России и Беларуси, о котором практически все уже успели позабыть. В начале 2000-х годов партия имела самую многочисленную представленность в парламенте страны, однако сейчас она переживает не лучшие времена.
В Казахстане во главе левой идеологии стоит Коммунистическая партия Казахстана, в отношении которой в конце октября 2014 г. была инициирована проверка Минюста. Скорее всего, эта проверка связана с противоборством лидеров внутри самой партии. В рядах этой партии состоит около 60 тыс. человек, однако сама партийная работа ведется довольно слабо и методами явно несоразмерными ходу развития современного Казахстана.
Поэтому говорить о серьезных электоральных перспективах коммунистов перед выборами в парламент Казахстана трудно.
При этом потенциальная база сторонников идей социальной справедливости, вокруг которой конструируется коммунистическая идеология в республиках Центральной Азии по-прежнему немало. Более того, подавляющая часть населения этих республик не хотела выхода из состава Советского Союза. Однако 23 года спустя можно констатировать, что коммунистическая идеология в регионе привлекает в основном людей старшего поколения, родившихся и выросших еще в СССР.
Дело в том, что интернациональная коммунистическая идеология вступила в противоречие с национальным возрождением в постсоветских республиках Центральной Азии, элиты которых конструировали идентичность страны на этнократической основе. Поскольку средний возраст населения этих стран (кроме Казахстана) довольно молодой, эти процессы проходили интенсивно и оттеснили коммунистическую идеологию на периферию политического процесса.
Еще одна причина упадка коммунистической идеологи в исламском ренессансе в республиках Центральной Азии. Исламская идентичность также как и коммунистическая, формируется на основе синтеза метафизических концептов и типологически схожих принципах социальной справедливости. В условиях нестабильной социально-политической и экономической ситуации в таких странах как Таджикистан и Кыргызстан, религиозная идентичность быстро начала вытеснять коммунистическую.
Все это ознаменовало закат коммунистической идеологии. Однако коммунисты Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана и сегодня остаются реальной политической силой в своих странах. Они твердо стоят на своей идейной платформе, что позволяет их считать реальной, а не ситуативной оппозицией правящим режимам. Интернационалистические призывы коммунистов делают созвучными их позицию идеям евразийской интеграции. Учитывая приверженность евразийскому интеграционному вектору большинства населения стран региона, можно предположить, что возможная реанимация коммунистических партий в Центральной Азии выгодна для евразийской интеграции и должна связываться с неформальной поддержкой российскими коммунистами (КПРФ) своих соратников. Тем более что руководство КПРФ позиционирует себя последовательными сторонниками евразийской интеграции. В этом контексте можно утверждать, что такая организация как Союз коммунистических партий, объединяющих коммунистов постсоветского пространства еще может пригодиться для развития интеграционных процессов в Евразии.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Коммунистическая идеология в Центральной Азии сегодня
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
170 см
рост президента Узбекистана И. Каримова
Правила комментирования
comments powered by Disqus