На 12 мая курс китайской валюты составил 6,1625 юаня за доллар США, упав до самого низкого уровня за восемь месяцев.
С середины января 2014 года обменный курс юаня по отношению к американскому доллару снизился уже на 3,6%. Эксперт Чжан Мин, директор по исследованиям международных инвестиций китайской Академии социальных наук, написал в статье журнала «Валюта Китая»: «Курс юаня по отношению к доллару США уже приближается к своему среднесрочному поворотному моменту. Курс „шесть к одному“ может быть самой высокой точкой в среднесрочной перспективе».
Он посоветовал китайским гражданам и предприятиям постепенно менять свою стратегию, ставшую популярной в последние годы: вместо накапливания «активов в юанях и долгов в долларах США, лучше купить больше активов в долларах США и сократить свой долг в долларах».
Премьер-министр впервые назвал валютные резервы «проблемой»
10 мая премьер-министр Китая Ли Кэцян, находясь с визитом в Кении, признал на пресс-конференции, что около $4 трлн валютных запасов Китая являются «огромным бременем». Они влияют на «внутреннюю инфляцию» и создают «огромное давление на китайскую экономику».
Это первый случай, когда руководство Китая на международном уровне признало, что огромные валютные резервы стали проблемой. Раньше всегда их считали признаком большого экономического успеха.
С конца 70-х годов валютные запасы рассматривались как важный экономический показатель, в соответствии с девизом: «чем больше, тем лучше». Валютные резервы, достигшие в 2006 году $853,6 млрд, сделали Китай самым запасливым в мире. После этого значение продолжало расти астрономическими темпами. К марту 2014 года, по неофициальным данным, резервы в иностранной валюте уже достигли $3,95 трлн.
Резервы усиливают инфляцию
Так как китайская валюта не является свободно конвертируемой на международном рынке, Центральный банк Китая должен печатать столько юаней, сколько Китай заработал валюты во внешней торговле. То есть, количество валютных резервов Китая определяет количество юаней, которые печатаются для внутреннего рынка.
С 2008 по 2014 год было напечатано 13 трлн юаней, чтобы покрыть $2 трлн, которые пошли в резерв в течение этого периода. Частично из-за этого росли цены и увеличивалась инфляция. Например, с 2003 года цены на недвижимость в пекинском районе Удаокоу выросли с 6000 юаней за квадратный метр до 60000 юаней — то есть в десять раз.
Американский экономист Роберт Триффин высказал мнение, что валютные резервы страны не должны превышать стоимость импорта за пять месяцев. Если применить это к Китаю, то ему будет достаточно всего $1 трлн валютных резервов (в 2013 году Китай импортировал в течение пяти месяцев товара на сумму около $790 млрд).
Почему иностранные инвесторы выигрывают от курса юаня, и Китай всегда проигрывает
Неконвертируемость юаня и зависимость экономики Китая от экспорта создали огромные долларовые резервы. Оба параметра определялись китайским правительством, и долгое время считались гарантией успеха. Однако теперь валютные резервы приводят к высоким потерям.
Пока китайский юань занимался «скалолазанием», он был для иностранных инвесторов «дойной коровой». С 2005 года, когда обменный курс юаня был расслабленным, юань вырос по отношению к доллару на 36%. Таким образом, вы могли свой капитал перевести в юани и хранить некоторое время в Китае, чтобы заработать около 5% чистой прибыли в год. Поэтому курс юаня привлекает много «горячих денег» в виде долларов США в страну.
Если вы ещё дополнительно инвестировали в китайский рынок недвижимости, то имели ещё больший доход, потому что цена на недвижимость в последние годы выросла до 10 раз.
Иностранцы получали до 22% прибыли
В 2013 году Всемирный банк опубликовал результаты опроса 12400 иностранных компаний из 120 городов в Китае. Они в среднем имели 22% прибыли. То есть, на каждом долларе, инвестированном в Китай, они заработали 22 цента.
Однако для самого Китая ситуация обратная. Он может импортировать товары, зарабатывая много валюты, но немногое может сделать с ней. В своей стране власти не могут тратить доллары, поэтому большинство валютных резервов были использованы для приобретения государственных облигаций США. В апреле 2014 года, как сообщил американский финансовый эксперт, примерно половина китайских валютных резервов (около $2 трлн) была инвестирована в государственные облигации США.
Облигации США являются единственным вариантом Китая
Однако государственные облигации США со своими 3% малоинтересны. Каждый доллар, вложенный китайцами в США, приносит только 3 цента. Китай из-за своей политики несёт огромные потери: он заработал на американских облигациях на 19% меньше, чем иностранцы на инвестициях в Китай — 22%.
Между 2008 и 2012 годами китайское правительство понесло чистого убытка на $700 млрд. Всё это является результатом их политики с неконвертируемым юанем.
Правила комментирования
comments powered by Disqus