90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Талип Ибраимов: Деградация общества в Кыргызстане зашла слишком далеко

Талип Ибраимов: Деградация общества в Кыргызстане зашла слишком далеко

- Вы один из духовных лидеров народа. В 90-е годы активно вмешивались в общественную жизнь своими острыми публицистическими статьями. В последнее время вас почти не слышно.

- Тому, что я отошел от публицистики, есть несколько причин. Во-первых, мне физически некогда, я занят проблемами выживания, а публицистика требует немалого времени - даже больше, чем проза, поскольку здесь опора на свою фантазию, а в публицистике - на научные знания, факты и другие обширные свидетельства о рассматриваемом объекте или общественном явлении. Во-вторых, я понял бесполезность своего труда в публицистике. Отдается столько энергии, душевных сил, но никакого влияния на кого-либо, что-либо, более того - никакого отзыва.

Никто еще не придумал рецептов преодоления прогрессирующего маразма общества, если его граждане инертны, самодовольны в своем слабоумии. Я пытался размышлять, провоцировать на дискуссии, но никто не отзывался. Невольно возникают сомнения: может быть, я ошибаюсь, зациклился на своих идеях и не ориентируюсь в общественных явлениях?

- Как вы думаете, не способствует ли процветанию краснобаев молчаливое попустительство мыслящей части общества?


- Вы правы. Власть в стране, социальная и духовная, в руках краснобаев и корыстных пустозвонов. Идет процесс реванша слабоумных и ущербных, и в их авангарде - воинствующая посредственность, которая по природе своей не способна к плодотворной деятельности, зато умеет создавать видимость наличия благородных качеств, патриотизма, в первую очередь. Жадные и ненасытные, они не понимают, что ведут страну к гибели. Не потому, что надеются выжить или не боятся смерти, а потому что у них слабые мозги, которые не способны подняться до осознания наступающей катастрофы. Они взяли на вооружение самое чувствительное для кыргызов - язык и эпос «Манас» - и, обеспечив себе неуязвимость и недоступность для критики, захватили власть над общественным сознанием.

20 лет во всех СМИ неутомимо вещают об униженном положении кыргызского языка, о том, что, если не отменить русский язык как официальный, то кыргызский язык умрет. 20 лет во всех СМИ внушают, что эпос «Манас» вмещает в себя всю мудрость мира на все времена. Таким образом, играя на патриотических чувствах, создали и поддерживают в обществе такую атмосферу, которая исключает все другие мнения. Общественную мысль страны столкнули в средневековье, и она там сейчас благополучно барахтается. О каком развитии может идти речь? Если мы не попытаемся выбраться из этого болота, чтобы обрести разумный, рациональный взгляд на себя и на мир, то никакие экономические реформы, никакие честные и умные президенты, никакой продвинутый парламент нам не поможет. А посредственности и бездарям выгодно существующее положение вещей. Они занимают посты, получают звания и процветают.

Я глубоко убежден, что без хорошего знания русского языка у нас невозможно стать хорошим профессионалом в любой области. Потому что никакой информации - ни научной, ни технической, ни гуманитарной, отвечающей современным требованиям - на кыргызском языке нет. За 20 лет у меня выросли дочери, которые обучались в кыргызской школе. А сейчас они вынужденно русскоязычны, потому что обучались профессии на русском языке, по русским учебникам. То же самое и с другими детьми. Почему так происходит? Потому что ребенок по мере роста нуждается в расширении познаний, в удовлетворении разнообразных интеллектуальных потребностей. А мы обеспечили их этим на кыргызском языке? Нет. Даже учебники по кыргызскому языку скучны и полуграмотны, написаны бездарными людьми, а наши ученые филологи вместо того, чтобы писать толковые пособия, методики, увлекательные учебники, бегают наперегонки с ура-патриотами, требуя всех окыргызить. Позор!

У меня большое сомнение, что они честным путем заработали свои высокие научные звания. Они не понимают: чтобы развивать язык, надо начинать не с деловых бумаг, а с увеличения, расширения зон употребления кыргызского языка - от увлекательных детских книжек до разных журналов по технике, истории, биологии, культуре, философии. Привлекать к этой работе талантливых ярких личностей, а не как сейчас по-кыргызбайски - знакомых, родственников, друзей. Необходимо делать все возможное, чтобы кыргызский язык был привлекателен и необходим для интеллектуального роста, прежде всего, для самих кыргызов.

Считаю постыдным явлением, когда Урмат Аманбаеву, предложившую поправки к закону о языке - в принципе, безответственное предложение, кыргызоязычные СМИ возносят как национальную героиню. Деградация общества зашла слишком далеко, если так восторженно отзываются на дешевые спекуляции, не пытаясь размышлять, вникнуть в суть языковой проблемы, в ее сложных связях с учебой, работой и вообще - жизнедеятельностью общества. У нас нет учебников для вузов, нет науки на кыргызском языке, и, не будем обольщаться, еще долго этого не будет. Нет специалистов, нет переводчиков достаточной квалификации. А если будем продолжать агрессивно насаждать кыргызский язык, их никогда не будет. Без опоры на русский язык - это всем надо четко осознать - для нас невозможен никакой прогресс, в том числе и в развитии кыргызского языка. Давно пора кончать всякие игры, спекуляции с языком и доказывать свою любовь к нему конкретными делами, о которых я выше говорил, а не лозунгами и истерическими призывами.

В принципе, я сомневаюсь, что к моим мыслям кто-то прислушается. В парламенте, кыргызскоязычных СМИ правят бал очень недалекие люди, которым важнее выглядеть убойными патриотами (шумдук-патриотами), чем по-настоящему задуматься о языке, судьбе народа.

- Два года назад вы написали статью «Затмение». Как вы думаете, общество избавляется от недостатков, на которые вы указывали?

- Если бы статьи, искусство и литература оказывали на людей влияние, то, наверное, планета наша переполнилась бы благородными и умными людьми. Я думаю, что моя статья прошла незамеченной. Я почувствовал себя лишним в обществе благополучного процветания пафоса и лжи.

- Осталась ли у нас интеллигенция, способная влиять на сознание общества?

- Есть отдельные личности высоких умственных, нравственных достоинств, но, к сожалению, нет прослойки, способной влиять на общественную жизнь, отстаивать высокие идеалы. Я не могу назвать интеллигентом человека, который, высунув язык, бегает по инстанциям, пресмыкается, чтобы получить звание и награды. А сейчас почти все деятели науки, искусства и литературы, как ни горько, такие, и никуда от этого не денешься.

- Вы не можете не замечать, что болезнь национализма прогрессирует. Каков ваш взгляд на национальные отношения?

- Вы правы, национализм в парламенте, кыргызскоязычных СМИ не убывает, мне кажется, даже набирает силу. В течение 20 лет все не стесняются говорить одно и то же пламенно, вдохновенно. Ах, какое удовольствие упиваться своими патриотизмом и героическими позами, когда никто тебе не возражает! Невольно вспоминается реплика Салижана Жигитова: «Национализм - оружие бездельников и слабоумных». Кыргызскоязычные СМИ постепенно, но верно отравляют национализмом все общество, заражают его вирусом самодовольства, которое превращает народ в толпу, лишенную способности к здравому образу мышления. А это чрезвычайно опасно, когда такие элементарные нормы прогресса, как труд и ответственность, не вошли еще в кровь и плоть общества.

Мифы о национальной исключительности кружат головы; риторика, пафос и их родная дочь - ложь становятся средством общения между властью и массой. Любая позитивная мысль отвергается с негодованием, и в обществе, пораженном вирусом самодовольства, никто ни за что не отвечает. Такая атмосфера - простор для проходимцев и для людей ущербных. Если первые за дымовой завесой высоких слов обворовывают страну, пробираются к высоким чинам, то вторые, ублажая свое жалкое тщеславие, сочиняют на разные лады героические мифы.

Мы сами своими собственными руками вдохновенно творим трагедию языка, который, вместо того чтобы развиваться, становится средством политических спекуляций и террора всех некыргызскоговорящих, трагедию общественного сознания, под ура-патриотические вопли загоняемого в патриархальные форматы мышления, трагедию нравственности, вынужденной жить в атмосфере пафоса, лжи и подтасовок. Надо отметить, что власть потакает националистам, когда награждает поэта, любимым коньком которого является шельмование «киргизов», орденом «Манас» и званием народного поэта. Убогие, они не понимают, что киргизы - это тот слой, который и заставляет остальной мир считаться с нами как с народом. Предпочитают забывать, что Чингиз Айтматов - киргиз. Пиши он на кыргызском языке, вот эти самые шумдук-патриоты забили бы его, никуда бы не выпустили, и никакой гордости народа не было бы, и оставалась бы кыргызская литература серой и посредственной, о которой никто в мире не знал бы.

Отодвигая киргизов на обочину общественной жизни, общество обречено на деградацию. Они - авангард народа, хотите этого вы или нет. Я часто наблюдаю, что те, кто называет себя «кыргызами», отдавая все силы на компенсацию своей ущербности, не способны к адекватному восприятию современных реалий, требующих интенсивной духовной и интеллектуальной работы. Киргизы, например, такие как я, знают родной язык, но свободно излагают свои мысли на русском языке и предпочитают говорить на нем, чем запинаться, косноязычить на киргизском, когда больше думаешь не о том, что ты должен ясно и понятно изложить, а о том, чтобы не запутаться в языке. И я, честное слово, не понимаю спикера парламента, который не пресекает тех, кто бесцеремонно прерывают докладчиков, требуя говорить на киргизском. Самое печальное, что этих невоспитанных патриотов и патриоток вместо порицания за грубое прерывание доклада замечают, куда-то выдвигают, создавая прецеденты легчайшего способа приобретения веса, авторитета, карьеры.

Как дальше развивать национальные отношения? Только на основе терпимости, благородства и великодушия, а не на основе крысиного злорадства, представляя, как будут мучиться некыргызскоязычные, заполняя бумаги на кыргызском языке. Спросите у простых людей - они прекрасно ладят друг с другом. Благородство завещано нам предками, вдумайтесь в пословицы: «Убийце отца отдай свою мать», «Ударившего камнем ударь угощением».

Мы - титульная нация, значит, первейшая наша обязанность - быть великодушными, а не мелочными и мстительными, ни на минуту не забывать главный принцип демократии: уважать права и жизнь другого человека так же, как и свои.

Я уже однажды писал о том, что главной причиной ошского конфликта был кыргызский и узбекский национализм, раздутый недалекими журналистами и ущербными политиками. Своими безответственными статьями, выступлениями на протяжении многих лет они сеяли семена зла, держали людей в состоянии нервного возбуждения, готового однажды выплеснуться в агрессию. Мы обязаны были из этих страшных событий извлечь уроки, чтобы они не повторялись. Но читая сегодня кыргызскоязычные СМИ, вижу, что многие никаких уроков не извлекли. И это рождает тревогу за судьбу страны. Если так будет продолжаться, катастрофа неминуема.

- Писатели - это мыслители, совесть народа. Не забыли ли об этом наши авторы? Кубатбек Жусубалиев как-то сказал, что они «стали писателями прежде, чем оформились в человека».

- Наши писатели - мыслители? Совесть народа? Как они могут быть совестью народа, если у них нет своей совести? Какими качествами нужно обладать, чтобы на выборах председателя Союза писателей Турусбеку Мадылбаю, интеллектуалу, обладателю многих международных литературных премий, предпочесть бывшего большого чиновника, графомана Абыкеева? Я выступал против, говоря, что позорим должность, которую в свое время занимали такие выдающиеся личности, как А.Салиев, Т.Абдумомунов, Ч.Айтматов. В первом ряду сидела куча народных писателей, они смеялись над моими словами. Вот она - их совесть! Не зря, наверное, Кубатбек Жусубалиев, чтобы не видеть их самодовольные рожи, ушел в горы Алая. К сожалению, я не могу никуда уйти, мне нужно кормить семью.

 

Источник: ИА 24.kg

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Медет Чоканович Садыркулов

Садыркулов Медет Чоканович

Бывший руководитель Администрации президента КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$75,1 млн.

стоимость гуманитарной помощи, полученной Таджикистаном в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30