В произошедшем на фоне резкого обострения обстановки в Восточной Азии крупнейшем теракте в китайском городе Урумчи, унесшем жизни 31 человека, эксперты увидели вызов радикальных исламистов намерению КНР стать мировым лидером.
Всплеск террористической активности в Китае связывают с возросшей поддержкой, оказываемой мусульманам-уйгурам из-за рубежа, пишет газета “Коммерсантъ”. Приход в Китай группировок, связанных с “Аль-Кайедой”, может стать серьезной проблемой для китайских властей, считающих обеспечение безопасности и стабильности в регионе одной из главных своих задач на пути к мировому господству.
Серия взрывов прогремела утром 22 мая на одном из уличных рынков города Урумчи, административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) на северо-западе Китая. Сообщается о 31 погибшем и 94 раненых. По словам очевидцев, два джипа, пробив металлические заграждения, врезались в толпу, из машин были выброшены взрывчатые вещества. Один из автомобилей взорвался. Как установило расследование, в результате теракта также погибли пять террористов-смертников. Известно, что в организации теракта были задействованы четыре автомобиля, полиция уже обнаружила одну из разыскиваемых машин.
Ответственность за теракт никто на себя не взял, однако по традиции китайские власти уже связали нападение с деятельностью подпольной радикальной группировки “Исламское движение Восточного Туркестана” (ИДВТ).
По мнению экспертов, несмотря на то, что история терроризма в КНР насчитывает не одно десятилетие, нынешняя ситуация коренным образом отличается. Резкий всплеск террористической активности в Китае произошел в этом году. Предыдущий взрыв прогремел в Урумчи 30 апреля - при теракте на железнодорожной станции три человека погибли, 79 получили ранения. За два месяца до этого на железнодорожном вокзале города Куньмин в провинции Юньнань вооруженные ножами неизвестные напали на пассажиров - 29 человек погибли и более 130 получили ранения.
Как отметил в интервью “Коммерсантъ” китаевед Юрий ТАВРОВСКИЙ, последние нападения свидетельствуют о том, что в Китае идет интенсификация террористической деятельности, охватывающей Синьцзян-Уйгурский автономный район, Куньмин и Пекин. По мнению эксперта, всплеск терроризма свидетельствует об активизации салафитов, которые прибывают из Сирии и проводят обучение уйгурских добровольцев в Афганистане.
В свою очередь, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока Александр ЛОМАНОВ считает, что насилие в Китае в стиле “Аль-Кайеды” “бросает вызов амбициозным планам китайского руководства использовать возможности для спокойного бе-зопасного развития и превратить КНР в ведущую мировую державу”.
О том, что в стабильном и процветающем обществе нет места для террора, пишет китайская газета “Жэньминь жибао”. Как отмечается в статье, для террористов худшее, что может происходить в регионе, - стабильность, развитие и процветание. Террористы наивно верят, что, совершая насильственные нападения, они ближе к своим целям, но они заблуждаются, говорится в материале. Китайцы сплотятся против террористической и сепаратистской угрозы. Правительство решительно искоренит терроризм ради стабильности в регионе, заверяет “Жэньминь жибао”.
Газета Washington Post перечис-ляет причины, почему кризис в Синьцзян-Уйгурском автономном районе лишь обостряется. Китай проводит этническую политику, не устраивающую уйгуров. Представители этого меньшинства регулярно сталкиваются с дискриминацией в крупных китайских городах, свидетельствуют очевидцы.
В подходе Китая к войне с террором исламистские сепаратисты рассматриваются как часть масштабного экстремистского движения. Исламское движение Восточного Туркестана, с которым китайские власти связывают теракты на территории страны, как полагают, имеет связи с террористическими группами в других странах, особенно в Узбекистане, Афганистане и соседнем Пакистане.
Китайские власти утверждают, что ИДВТ связано с “Аль-Кайедой” и имеет тренировочные лагеря вдоль пакистано-афганской границы. Однако все это не означает прямую причинную связь между организованными транснациональными террористическими сетями и нынешней эпидемией насилия в Синьцзяне, отмечает WT. В действительности не ясно, какими силами представлено ИДВТ в регионе и как оно связано с последними терактами.
В борьбе с сепаратистами не помогает и чрезмерно жесткая политика китайских властей по отношению к боевикам и подозреваемым в терроре. Правозащитники констатируют, что в Синьцзяне происходят массовые задержания людей, что не способствует безопасности и стабильности в регионе.
Уйгурам не нравится и экономическая политика Китая в регионе. Многие наблюдатели призывают к либерализации политики властей в регионе вместо усиления жесткости. Так как уйгуры не имеют реальных рычагов власти в стране, неудивительно, что некоторые из них прибегают к жестким методам для привлечения внимания к проб-лемам своей народности, отмечает газета.
Агентство Reuters приводит мнение правозащитников, которые говорят, что истинной причиной нестабильной обстановки в СУАР является деспотичная политика китайских властей, в том числе выпады против ислама, культуры и языка этнических уйгуров. По мнению экспертов, китайские власти сами способствуют разрастанию проблемы терроризма. Теракт в Урумчи стал поводом для очередных жестких заявлений властей. Председатель КНР СИ Цзиньпин пообещал “сурово наказать террористов и не пожалеть усилий для того, чтобы сохранить стабильность”.
Правила комментирования
comments powered by Disqus