21 мая в Хороге, столице Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (более известной, как Памир) произошли массовые беспорядки в результате, которых убито, как минимум два человека, а толпа приблизительно из 700 человек подожгла здания городского управления внутренних дел и прокуратуры. По версии МВД республики волнения были спровоцированы арестом двух наркоторговцев, которые при их задержании оказали вооруженное сопротивление.
Беспорядки на Памире становятся почти рутинным явлением предыдущие вооруженные столкновения здесь произошли в декабре прошлого года), и практически все они имеют отношение к контрабанде наркотиков из соседнего Афганистана. Напомним, что летом 2012 на Памире произошла настоящая война между правительственными войсками и памирскими боевиками. По официальным данным, в ходе боев погибли 12 военнослужащих, еще около 20 ранены. Потери со стороны боевиков — 30 человек, 40 задержаны. Однако по оценкам журналистов и правозащитников жертв было значительно больше— более ста погибших среди военных и столько же среди мирных жителей.
Спецоперация на таджикском Памире началась после того, как правительственные войска попытались задержать подозреваемых в убийстве генерала Абдулло Назарова, начальника регионального управления Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ). По официальной версии, Назаров был убит при въезде в город Хорог после ссоры с подполковником пограничных войск, который считался одним из четырех неформальных лидеров Памира, промышляющих контрабандой наркотиков.
Однако после украинских событий нынешние волнения приобретают несколько другую тональность. Хотя памирские народы и "записаны" таджиками, они сильно отличаются и по языку, и культуре от титульной нации государства. Памир в свое время добровольно вошел в состав Российской империи. В начале перестройки отдельные организации Памира уже выступали за воссоединение с Россией, а после событий 2012 года отношения памирцев с Центром очень напряженные.
Примечательно, что 22 мая на митинге в центре Хорога местные жители подписали резолюцию, в которой в открытую обвинили Душанбе в эскалации конфликта в регионе: "События 21 мая в Хороге, приведшие к человеческим жертвам, были актом преднамеренного, заранее спланированного силового воздействия силовых структур правительства страны на жителей ГБАО с целью показать перманентность непослушания отдельных категорий населения области центральной власти, утвердить в сознании жителей Памира синдром страха, покорности и слепого повиновения силе, а не здравому смыслу, справедливости и объективности совместного сосуществования власти и гражданского общества".
Конечно, сейчас у Кремля попросту нет сил, чтобы влезать еще в одну заварушку. В то же время, проблема контрабанды наркотиков из Афганистана в Таджикистан не может не волновать Москву, поскольку потом львиная доля этого смертоносного зелья переправляется в Россию. По данным главы ФСКН Виктора Иванова, ежегодно в России от употребления наркотиков умирает около 100 тыс. человек. Причём, из жизни уходят прежде всего люди в активном и трудоспособном возрасте.
Перекрыть контрабанду на огромной (более 7 тыс. км) и слабо охраняемой российско-казахстанской границе гораздо сложнее, чем в Таджикистане. И Москва неоднократно пыталось убедить Душанбе вернуть российских пограничников на таджикско-афганскую границу, однако каждый раз получала решительный отказ. Однако, есть надежда, что после нынешних волнений, произошедших в принципиально новых условиях, таджикские власти окажутся более сговорчивыми.
Правила комментирования
comments powered by Disqus