90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Талип Ибраимов: Деградация общества в Кыргызстане зашла слишком далеко (Часть II)

27.02.2013 15:43

Общество

Талип Ибраимов: Деградация общества в Кыргызстане зашла слишком далеко (Часть II)

- Кыргызская общественность узнала о вас как о писателе после того, как вы стали победителем «Русской премии». Как вы начинали свой путь?

- В течение многих лет я работал редактором на киностудии, изредка по моим сценариям ставились фильмы. У меня была репутация толкового работника, и я был вполне доволен своей судьбой. Однажды один очень знаменитый режиссер принес мне свой сценарий, я раскритиковал этот опус, и он, привыкший к иомплиментам, сказал мне желчно: «А вы сами кто такой? И что вы сделали?». Я задумался: действительно, что я сделал? Режиссеры и вообще творческие люди - народ неблагодарный: после того как работа закончена, они и в копейку не ценят тяжелый редакторский труд. А сценарии? Кто помнит сценаристов? В фильмах на первом плане режиссеры, актеры. И с горьким вздохом я принялся писать прозу. Благодаря Александру Яковлевичу Коротенко, который спонсировал меня в течение целого года, я смог написать насколько повестей. Так что своей премией я в первую очередь обязан этому благородному человеку. Дай бог ему здоровья!

Моя первая повесть «Плакальщица» была восторженно принята Светланой Сусловой, заместителем главного редактора журнала «Литературный Кыргызстан». И это воодушевило меня на подвиги. Светлана Суслова и Александр Иванов своим доброжелательным отношением к моим повестям сыграли большую роль в самоутверждении меня как писателя. По совету Светланы я послал свои повести в Москву на литературный конкурс «Русская премия». Сначала не хотел, приговаривая: «Где нам, дуракам, чай пить?», но она убеждала, что я стану победителем, что сейчас редко кто пишет так хорошо. Все получилось, как предсказала Света. Но, откровенно говоря, я еще не ощущаю себя настоящим писателем, еще по-настоящему не работал как писатель. Пишу время от времени, урывками. А систематической работы над прозой не было и, вероятно, не будет. Никак не могу заработать, чтобы хоть на полгода обеспечить семью и заняться прозой. Последние 5 лет вообще ничего не писал. Некогда. Чтобы выжить, работал на двух-трех работах. Когда стоит выбор - семья или призрачная слава писателя, я выбираю семью.

- Насколько я знаю, после «Русской премии» вас издали в Алматы и даже выплатили гонорар. Каким образом они нашли вас?

- Я с чувством большой благодарности отношусь к казахам. Они всегда меня выручали. В 80-е годы, когда меня подвергали гонениям, они покупали мои сценарии и не дали умереть с голоду. В Москве, когда вручали премию, в зале виднелись монголоидные лица; я обрадовался, думал, земляки пришли поболеть за меня, а они оказались казахами, которые работали, учились в Москве. Я им всем подарил по книге. Видимо, одна из них каким-то образом попала к Айтолкын Курмановой, директору Центра евразийских экономических исследований, и она, дозвонившись до меня, выразила намерение издать мою книгу. Заплатила гонорар. Нужно отметить, что казахи очень чувствительны к успехам кыргызов и всегда радуются за нас. Великодушный народ!

То здание, где проходила церемония награждения, находится в 10 минутах ходьбы от нашего посольства в России, но никто из дипкорпуса не пришел на нее. Хотя лауреатов «Русской премии» из КР было двое: я и Турусбек Мадылбай. Когда подобное было в кыргызской литературе? Видимо, в пословице «Успех одного кыргыза - горе для другого» есть доля правды. На той же церемонии, когда представитель Армении занял 3-е место, армяне, а их было человек 20-30, радовались, как дети, завалили цветами всю сцену. Неудивительно, что среди выдающихся деятелей культуры и науки так много армян. Ведь когда тебя так поддерживает твой народ, хочется рваться к новым высотам. Молодцы, армяне!

А нас с Турусбеком и в Кыргызстане никто не заметил. У меня, слава богу, квартира есть. Но выдающемуся интеллектуалу, талантливому писателю, полиглоту, знающему около 30 языков, Турусбеку Мадылбаю, который с четырьмя детьми кочует из Бишкека в Токтогул и обратно в поисках крыши над головой, государство могло бы помочь с жильем. Сколько бы пользы принес стране этот человек, только малость помоги ему!

- Талип байке, над чем вы сейчас работаете?

- Я сейчас ничего не пишу. Есть два начатых романа, время покажет, смогу ли я их закончить. Пока озабочен проблемами выживания семьи.

- Вам 72 года. Возраст солидный. Не ощущаете ли себя стариком?

- Старости не ощущаю. Как и в молодости, верю в идеалы добра и справедливости. Только вот здоровье часто подкачивает, и думаю: «Черт возьми, неужели так и умру, не успев постареть?».

- Недавно вы были в Париже, где издали вашу повесть. Расскажите о своих впечатлениях.

- Да, французы выпустили тоненькую книжечку с моей повестью «Ангел». Прежде всего меня поразила высокая культура французов. Спрашивается, какое им дело до русской и русскоязычной литературы? Но залы, где проходили встречи, были забиты, многие не могли попасть. Люди задавали самые разнообразные вопросы, которые свидетельствовали об их глубокой заинтересованности.

После показа фильма «Свет Аке» Актана Арым Кубата (сценарий Талипа Ибраимова - прим. ИА «24.kg») все были потрясены. Потом аплодисменты и обмен мнениями. Французы поняли и приняли метафоры и символы режиссера. Например, сцену поминок Эсена, когда все заходят в клуб и двери запираются, они разъяснили как емкую метафору того, что, закрываясь от всего мира в своей патриархальной самодостаточности, кыргызы обречены на деградацию, какие бы прекрасные обычаи у них ни были. С каким уважением люди передают другу друг пиалы, и с какой любовью это снято! Слушая их, я вспомнил, как кто-то из местных умников возмущался скудостью дасторкона и одиночеством бараньей головы, не понимая, что искусство мыслит символами. Или эпизод с голой женщиной. Сколько у нас было негодования, брани в адрес режиссера! А это всего лишь горькая метафора творца, обозначающая, что кыргызы превращают свою историю в предмет торговли. К сожалению, у нас не только обычные зрители, но и так называемая интеллигенция эстетически малограмотна...

Я никогда не забуду один эпизод. После одной из встреч ко мне подошла молоденькая русская девчушка, маленькая, как подросток. И сказала по-кыргызски: «Здравствуйте, агай. Я из Кыргызстана, из Каракола». Зовут ее Регина (к сожалению, забыл фамилию). Может, отзовется, если прочитает это интервью. Ее бабушка - профессор Каракольского университета. Регина окончила Американский университет в Центральной Азии, магистратуру в Германии, вышла замуж за француза и сейчас работает в Париже. После окончания нашей долгой беседы она неожиданно спросила: «Можно, я обниму вас?». Обнимая меня, она сказала: «Я обнимаю Родину». До сих пор ком в горле, когда вспоминаю этот эпизод... Наши патриоты все продолжают делить наш народ на коренной и некоренных. Родина у всех нас одна. Запомните, идиоты!

Сейчас мне пишут из Франции переводчики, предлагая свои услуги. Они, наверное, думают, что у меня много книг. Да, у меня 4 книжки, одну из них - «Простите меня» - выпустил благородный человек, истинный патриот Тилек Мураталиев. И я уже давно не пишу, занятый проблемами выживания.

- Персональным пенсионерам грех жаловаться. Их пенсии порой в несколько раз превышают зарплаты работающих.

- Я обычный пенсионер.

- Вы же заслуженный деятель культуры?

- Это было при советской власти. А сейчас, чтобы претендовать на персональную пенсию, к званию заслуженного деятеля нужно приложить и почетную грамоту, а ее у меня нет.

- Каждый год за все годы суверенитета куча кинематографистов награждена медалями, орденами, званиями. Я точно знаю, что из кинематографистов старшего поколения за последние годы никто так интенсивно не работал, как вы. Следил за вашими статьями, книгами, фильмами. Ваша публицистика всегда имела большой резонанс. Фильмы по вашим сценариям становились лауреатами МКФ, книга стала победителем «Русской премии» за 2006 год, сейчас в Париже издана еще одна. Я уже не говорю о том влиянии, которое вы оказали на кинематографистов поколения Темира Бирназарова, Актана Арым Кубата и других. Неужели не заслужили - в отличие от тех, кого награждают?

- Не хочу рассуждать о чужих заслугах. А потом, ты преувеличиваешь мое влияние. Каждый талант растит себя сам, впитывая, как трава, нужные ему ингредиенты. Я тут ни при чем.

В принципе, я склоняюсь к мысли, что в правительстве звания и награды продаются или даются по знакомству. Иначе чем объяснить такое? В первый раз я выдвигался вместе с человеком, который уже 20 лет не работает в кино, ему дали звание народного, а мне пинка под зад. Второй раз - с человеком, который уже 30 лет не работает в кино, ему - дали, а мне, как всегда, пинка. Я оскорбился и больше не подавал документы. По большому счету, мне наплевать на награды. Я прокормлю себя сам, и мне не надо места на Ала-Арчинском кладбище. Дело в другом: правительство, награждая вымогателей, бездарей, дискредитирует систему ценностей, опуская ее ниже плинтуса, и это наносит огромный вред нравственности общества. Что обо мне говорить, когда такой редчайший умница, может быть, единственный в своем роде, как профессор Эмиль Шукуров, больной, старый, получает обычную пенсию, а десятки, а может, и сотни тупиц и лизоблюдов - персональные пенсионеры? Я больше не хочу говорить об этом. Все. Прощайте!

 

Источник: ИА 24.kg

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

27.02.2013 15:43

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Омурбек Мырзараимович Бакиров

Бакиров Омурбек Мырзараимович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
0.4%

взрослых граждан Туркменистана имеют счет в банке

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31