В Казахстане грядёт вторая волна девальвации тенге – эта тема на минувшей неделе была в топе самых обсуждаемых наряду с подписанием договора о Евразийском экономическом союзе. Однако официальных комментариев по поводу возможного обесценивания нацвалюты к пятнице Нацбанк и правительство не предоставили.
Советник председателя Национального банка РК, исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана Олжас Худайбергенов в соцсетях подчеркнул, что не обладает правом официально комментировать вопросы, связанные с Нацбанком.
– Тем не менее выскажусь, так как слухи лишь усиливаются. Краткий комментарий по валютному курсу таков: никакой девальвации или сильного ослабления не будет, так как нет никаких экономических предпосылок для ослабления тенге, – написал Худайбергенов на странице в Facebook.
Также советник главы Нацбанка отметил, что основной причиной февральской девальвации выступил реальный обменный курс, устойчивые девальвационные ожидания и мощные интервенции, которые были в 4–5 раз больше обычных.
Директор Института инновационной экономики доктор экономических наук Магбат Спанов, к которому мы обратились за комментариями, считает, что в ближайшие полтора-два года девальвации тенге не будет.
– Я не вижу объективных экономических причин для проведения второй волны девальвации сейчас. Как не было этих причин и в феврале этого года. А было и есть неэффективное управление экономикой, в результате которого складывается дисбаланс. К руководству финансово-экономическим блоком пришли либералы, которые пытаются совместить несовместимое – либеральную экономику с марксизмом, идеи закладываются одни, а проводятся другими методами. И свои огрехи управленцы, как обычно, прикрыли ресурсами населения, – говорит профессор.
По мнению экономиста, ссылки властей на то, что кризис отечественной экономики – следствие мирового кризиса, несостоятельны. Казахстан, говорит эксперт, при всей открытости экономики не стал полноценным и явным участником открытых мировых процессов.
– Ответственные за экономическую реформу люди сегодня ушли в тень. И в первые годы кризиса, и сейчас они не знали, как с ним бороться, потому что нет идей, определённых знаний и самое главное – возможности брать на себя ответственность. А чужие идеи стараются применить в стране, не адаптируя их к сложившейся ментальности и экономике страны, – считает Магбат Спанов и приводит в пример США.
– Почему из каждого кризиса экономика Штатов выходит более сильной? Потому что там никогда не рассматривали увеличение налогов для населения как основной приоритет повышения доходности бюджета. Даже в самые кризисные периоды. Акцент всегда делался на инфраструктурные проекты, которые позволяют реанимировать экономическую составляющую, чтобы были точки экономического роста. Мы же из каждого кризиса выходим всё более ослабленными, а уровень управления при этом становится все хуже. А тот рост, который демонстрирует официальная статистика, это рост без развития, – говорит экономист.
Возвращаясь к теме слухов о девальвации, эксперт отмечает, что властям Казахстана не выгодно делать это на данном этапе.
– Только что подписан договор по Евразийскому экономическому союзу, и правительство не будет ухудшать экономические показатели. Население и так достаточно настороженно относится к интеграционным процессам, несмотря на всю официальную риторику по этому поводу, – отмечает Магбат Спанов.
Между тем в контексте санкций Запада против России и возможной дедолларизации у наших соседей ряд экспертов прогнозирует высокую вероятность обесценивания тенге уже в ближайшее время. Сбудутся ли прогнозы – покажет время, однако если девальвацию национальной валюты объективно можно предотвратить, то как быть с девальвацией доверия народа к властям, которые и перед прошлой девальвацией заявляли, что повода для неё нет?
Правила комментирования
comments powered by Disqus