Мелис Мырзакматов, пожалуй, - один из самых ярких политиков современного Кыргызстана. Эксперты, аналитики и простые граждане относятся к нему весьма неоднозначно. Кто-то считает его чуть ли не криминальным авторитетом, а кто-то - надеждой нации. А что о себе, регионе и стране думает сам Мырзакматов? Об этом градоначальник южной столицы, который сейчас действует с приставкой и. о., рассказал во время встречи с несколькими журналистами.
- Ош - это фактически мини-правительство. Эксперты говорят об успешности проводимой вами политики. Вы знаете рецепт того, как сделать страну более сильным государством?
- Мы постоянно призываем общество к сплочению. Мы призывали предпринимателей - тех, кто покидал город, бросал свой бизнес, вернуться обратно. Я лично выходил на связь со многими, кто находился в России и других странах. Я давал гарантию, что их бизнес никто не тронет. Мы призывали и призываем общество платить налоги своевременно, без укрывательства.
Этот год мы объявили годом поддержки местных сообществ. Любая инициатива местного сообщества будет поддержана и финансово, и морально.
Вот главный рецепт - уметь мобилизовать ресурсы общества.
Например, во время празднования Нового года на площади Оша собралось около 50 тысяч человек. Из них 40% были представители нетитульной нации. Признаюсь честно, мы тогда сильно волновались. Это было первое совместное столь масштабное мероприятие. Мы добились этого. И сейчас уже нет притеснений по национальному признаку.
Хотя я открыто признаю, что права человека нарушаются именно со стороны правоохранительных, надзорных и судебных органов, спецслужб...
- А со стороны муниципальных служб?
- Как права могут нарушаться со стороны муниципальных служб? Что касается успешности нашей политики, то приведу цифры. Нацстатком подготовил отчет об индексе доверия населения к власти по трем пунктам за 2012 год. Например, по Ошу индекс 59,9. В Бишкеке - минус 2,9, Чуйской области - минус 2, Ошской области - 14, А по республике - 15.
Оценка качества муниципальных услуг: Ош - 61,8, Бишкек - 6,2, Чуйская область - минус 15,4, Ошская область - 11,9, по республике - 14.
Индекс доверия населения государству: Ош - 60,9, Бишкек - 2,2, Чуйская область - минус 8,7, Ошская - 12,9, по республике - 14,7.
Так кто вредит республике? Уж точно не Мырзакматов!
- Как вы считаете, мэра города должны выдвигать через прямые выборы, фракции горкенеша или премьер-министр?
- Мэра Оша должны выдвигать фракции горкенеша и премьер-министр, потому что могут возникнуть внештатные ситуации. В такой момент премьер-министр должен воспользоваться своими полномочиями.
А всеобщих выборов я не боюсь. Но есть риск того, что к власти придут, например, крайние националисты, шовинисты, крикуны... Поэтому с выборами нужно повременить, пока мы не установим твердый мир и диктатуру закона.
- Как вы считаете, должны ли регионы получить больше прав, в том числе и экономических?
- Конечно. Потому что Ош представляет классическую форму местного самоуправления. Мэр Оша - не представитель власти на месте, а представитель общества во власти.
Мы четко исполняем указы президента, постановления правительства, но при этом мы хотим жить так, как желает общество. Мы остаемся независимыми при решении того или иного вопроса, не отходя от Основного закона.
- Что вы можете сказать об оппозиции? Увеличивается ли ее влияние на юге?
- Я не поддерживаю насильственные методы свержения власти. Но я открыто говорю, что и оппозицию, и позицию в Кыргызстане представляют одни и те же люди. Они просто коммерсанты. Они преследуют лишь личные интересы, поэтому наша позиция - улучшать город. Оттого политикой мы особо не увлекаемся.
- Усиливается ли, на ваш взгляд, социальная напряженность? По вашим прогнозам, будут ли этой весной митинги?
- Есть определенный слой населения, который только и ждет этого. Но есть и определенные объективные факторы, которые становятся причиной недовольства. Это повсеместное повышение цен на продовольствие, коррупция, неправильная кадровая политика... Все это приводит к недовольству населения.
- Существует ли противостояние между югом и севером и может ли оно привести к разделению Кыргызстана?
- Преступная политика Отунбаевой к этому привела. Подавляющая часть населения, политики категорически против такого деления. Такую риторику используют только для дешевого пиара, ради каких-то личных амбиций, но общество это категорически отрицает.
- Что вы сделали, чтобы предотвратить отток населения и миграцию в Россию, Казахстан и Бишкек?
- Нужно создавать больше рабочих мест. Надо защитить права каждого человека. Не стоит забывать, что после апрельских и июньских событий усилились притеснения. Конечно, люди вынуждены покидать свою страну. Но главным фактором миграции все-таки остается безработица.
Мы призываем предпринимателей вернуться. Кроме того, у нас много других проектов по трудоустройству граждан и созданию рабочих мест.
- Как вы оцениваете работу Госдирекции по восстановлению Оша?
- Госдирекция, в общем, работала неплохо. В то трудное время решила очень много важных задач. Но оценку конечных результатов, наверное, должны давать другие органы.
- Какая работа проводится по привлечению инвестиций? Есть ли планы по реализации каких-либо больших проектов?
- Инвесторы все еще проявляют осторожность после июньских событий. Только в этом году они снова начали проявлять интерес к нашему городу.
- Есть версия, что полковник Толкунбек Шоноев был убит в связи с наркотрафиком. Мол, простой полковник жил в особняке. Что вы думаете по этому поводу?
- Вы видели дом Шоноева? Никакой это не особняк. Самый обычный дом. Человек столько работал, у него семья. Имеет же право полковник построить себе дом! Нельзя все привязывать к наркотикам. Умер человек при исполнении. У него осталось пятеро детей. А в том, с чем это связано, пусть разбираются следственные органы. Пусть внутренние органы раскрывают это убийство, его сослуживцы. Я не курирую следственные органы.
Но хочу заметить, что, согласно коалиционному соглашению, все силовые структуры - МВД, ГСИН, прокуратура, суды - относятся к юрисдикции партии СДПК. Спрос должен быть с них.
- Ташиев ранее имел большое влияние в южной столице. Осталось ли его влияние в Оше и какой у него сейчас имидж на юге?
- Конечно, влияние осталось. Сейчас народ считает его политзаключенным. У него немало сторонников здесь, много сочувствующих, и мы считаем, что это политическое преследование.
Правила комментирования
comments powered by Disqus