Террористы не являются бедными и обездоленными людьми. Такого мнения придерживается профессор Татьяна Дронзина, которая является членом Международной ассоциации исследователей терроризма, сообщает корреспондент Tengrinews.kz
Говоря о теориях возникновения терроризма, она отметила, что есть утверждение, что в основе терроризма сидит бедность, социальные проблемы и социальная неустроенность, но по ее мнению, это не так. В качестве подтверждения своих слов, она привела биографию казахстанки Нургуль Ахмадиевой, которая была замечена на скандальном видеоролике о якобы казахстанских боевиках в Сирии.
"Я обратила внимание на ее биографию, поскольку я занимаюсь специально женским терроризмом. Ей 35 лет, она уехала в Сирию со своим мужем. Родилась и выросла в Алматы. Высшее образование, работает не по специальности. 4 года назад вместе со своим мужем ушла в религию. Нет сведений о наличии детей. Может быть нам пора отказаться от утверждений, что обязательно те, которые уходят в религию - это обязательно обездоленные, бедные, непрофессиональные люди. Как вы видите, перед нами человек с высшим образованием", - отметила она в ходе экспертного обсуждения на тему: "Тренды в глобальном терроризме: Центрально-Азиатский аспект".
"Я так поняла, что в Казахстане есть много сторонников этой теории (о связи терроризма с бедностью - Прим.автора), и во многих исследовательских документах по терроризму это отмечается, как одна из основных, если не основная проблема возникновения терроризма. Конечно, никто не будет отрицать, что каким-нибудь образом бедность и социальная проблематика связаны с терроризмом, но позвольте мне вам напомнить, что в мировой исследовательской литературе до сих пор ученые так и не нашли решительных аргументов, которые связывают терроризм с бедностью, то есть сама бедность не может генерировать терроризм", - считает Дронзина.
Если взглянуть на индекс человеческого развития ООН, говорит она, то можно заметить, что самые бедные страны не являются странами, где процветает терроризм. Также профессор Дронзина является противницей термина "религиозный экстремизм". По ее глубокому убеждению, терроризм не связан с религией, по крайне мере, она таких доказательств найти не смогла. В мировой научной среде, говорит она, есть другие понятия: радикализм, фундаментализм, религиозно-мотивированный терроризм, религиозно-легитимированный терроризм.
"Скорее всего религия используется как символический ресурс, а не является оправданием терроризма. Я не нашла доказательств тому, что религия является основным мотивом для террористического акта. И даже, если такой мотив был бы на индивидуальном уровне, это ни в коем случае не является мотивом на организационном уровне", - отмечает она. И отсылает всех сомневающихся к уставам террористических организаций.
"Их цель не заключается в том, чтобы они были туроператорами в рай, то есть целью данных организаций не является, чтобы они обеспечили данному террористу возможность попасть в рай. Их цель - достичь каких-то специальных политических мотивов, и они их достигают", - заявляет она.
Говоря о теориях возникновения терроризма, она также назвала психиатрическую теорию Чезаре Ломброзо. "До сих пор эта теория пользуется определенным влиянием. Чезаре Ломброзо говорит, что террорист - это больной человек. Если он хочет убивать, если он хочет отнимать человеческие жизни, если он хочет распространять насилие - это больной человек, это отклонение от нормального, это отклонение от правильного человеческого поведения", - отмечает она.
В целом же Татьяна Дронзина считает, что Казахстан сегодня уязвимая для терроризма страна в силу того, что экономика нашей страны развивается очень динамично. "Обратная сторона экономического развития - это как раз и возникновение насилия в определенной ситуации. Нельзя отрицать, что в такой бурно развивающейся стране как Казахстан, есть слои населения, которые проигрывают от этого развития, потому что они остаются за бортом или они просто его не понимают. С этой точки зрения Казахстан - уязвимая для терроризма страна", - заключила она.
Отметим, что казахстанский политолог Ерлан Карин разделяет выезжающих в Сирию наемников и боевиков из стран Центральной Азии на три категории. По его мнению, в первую группу входят “заложники проблем” - это те люди, которые оказались в таких в сложных жизненных ситуациях, как финансовые неурядицы или проблемы с законом. По словам Карина, они покидают страну, а потом разными способами оказываются среди радикалов.
"Вторая категория - “обманутые верующие” - это люди, которым была обещана лучшая жизнь, которым внушали оказать помощь своим братьям. Третья группа - “фанатики”, которые поехали на войну в Сирию сознательно, с целью принять участие в боевых действиях. Основную группу составляют люди из первых двух категорий, многие из них предполагали, что это временно", - отмечал ранее в интервью Tengrinews.kz Карин.
Правила комментирования
comments powered by Disqus