В 2014 году войска НАТО начинают покидать Афганистан. До сих пор Международные силы содействия безопасности были главным залогом относительной стабильности во взрывоопасном регионе. С их уходом ситуация в Центральной Азии грозит серьезно обострится. Особую опасность дестабилизация представляет для пограничных с Афганистаном Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. Здесь ожидают всплеск радикального исламизма, что повлечет за собой угрозу сохранению власти в руках нынешних руководителей.
Наименее подготовленным к обострению афганского кризиса выглядит Таджикистан. Несмотря на недавние заявления министра обороны республики Шерали Хайруллоева о высоком уровне оснащенности и боеготовности вооруженных сил, их состояние неудовлетворительно. Армия Таджикистана является одной из наиболее слабых в регионе. На вооружении находится устаревшая техника советского образца, практически отсутствует материально-техническая база, ощущается нехватка профессиональных военных кадров.
После распада СССР Таджикистану повезло меньше других: на его территории практически не было частей Советской армии и республика ничего не получила в качестве военного наследия. 201-я Гатчинская мотострелковая дивизия, дислоцированная в Душанбе, была взята под контроль Министерством обороны России, а ее командование перенесено в Москву. На территории Таджикистана, где началась гражданская война, долгое время присутствовали миротворческие силы СНГ. В 1990-е годы таджикская армия больше походила на незаконные вооруженные формирования, чем на регулярные вооруженные силы. Имели место силовое противоборство между частями, массовое дезертирство и отсутствие воинской дисциплины. Попытки руководства страны сделать армию управляемой и навести в ней порядок, не приносили ожидаемого результата. В итоге, к моменту нарастания напряженности в Центрально-азиатском регионе вооруженные силы Таджикистана оказались не способными выполнять свои прямые задачи по обеспечению безопасности государства.
Вооруженные силы республики Таджикистан состоят из сухопутных войск (2 моторизованных и одна артиллерийская бригада), военно-воздушных сил и частей противовоздушной обороны (вертолетная эскадрилья, радиотехнический и зенитный полки) и мобильных войск. Последние являются наиболее боеспособными. В их составе одна десантно-штурмовая бригада, отдельная мотострелковая бригада быстрого реагирования. Три батальона Мобильных войск состоят в Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) ОДКБ. На вооружении таджикской армии чуть более 80 единиц бронетехники, 12 реактивных систем залпового огня (РЗСО), 27 орудий и минометов, около 600 зенитных ракетных комплексов разных конструкций и 21 вертолет.
Ежегодно в армию призывается около 16 000 военнослужащих на срок службы в два года. Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» в Таджикистане не соблюдается. Опасаясь дедовщины, процветающей в армии, таджикская молодежь старается избежать призыва. По некоторым данным, оборот взяток приносит сотрудникам Минобороны более миллиона долларов в год. Таким образом, на воинскую службу призываются наименее обеспеченные слои населения. Материальное и санитарное состояние воинских частей удручающее. Часто солдаты живут в неотапливаемых бараках, испытывают недостаток в продуктах питания, подвержены болезням. Комплект обмундирования выдается один раз, и когда он изнашивается обладатель должен самостоятельно платить за новый. Из-за нехватки денег, военные иногда вынуждены выполнять работы в домах местного населения за символическую плату. Безденежье в пограничных войсках приводит к потворствованию наркотрафику.
Воинская подготовка офицеров осуществляется в двух военно-учебных заведениях Таджикистана – Военном институте и военном лицее при Министерстве обороны. Уровень образования там низкий и поэтому офицеры проходят обучение в военных заведениях Казахстана и России, а также в учебном центре Вооруженных сил США в Турсунзаде в 45-км от столицы Душанбе.
Главным фактором стабильности в республике остается 201-я российская военная база, сформированная в 2004 году на основе 201-й дважды Краснознаменной Гатчинской мотострелковой дивизии. Контингент Вооруженных сил России в Таджикистане является самым многочисленным за пределами страны. В 2013 году между Россией и Таджикистаном были достигнуты договоренности о продлении пребывания российских военных в республике до 2042 года. Кроме наличия хорошо оснащенной военной базы вблизи афганской границы Таджикистан получил скидку на российское вооружение, а командный состав может проходить обучение в военных образовательных учреждениях России. Части 201-й базы развернуты в трех городах Таджикистана: Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе. Численность личного состава – 7500 тысяч военнослужащих. В составе базы мотострелковые, танковые части, роты снайперов и связи, инженерные подразделения, зенитно-ракетный дивизион, дивизионы самоходной артиллерии.
Кроме того, в Нуреке располагается оптико-электронный комплекс «Окно» системы контроля космического пространства (СККП), который подчиняется командованию войск Воздушно-космической обороны Вооруженных сил РФ.
Москва берет на себя большую ответственность за стабильность и поддержание мира в Таджикистане. Эксцессы в относительной близости к границам России — рост исламизма, появление террористических группировок или крушение режимов в постсоветских республиках — способны нанести урон национальной безопасности и интересам России. Задачей Москвы также является модернизация Вооруженных сил Таджикистана, повышение их способности противостоять военным угрозам после вывода сил западной коалиции из Афганистана. До 2025 года Россия обещала инвестировать в модернизацию таджикской армии около 200 млн. долларов. По словам Министра обороны РФ Сергея Шойгу программа модернизации таджикской армии рассчитана на три этапа — первый пройдет с 2013 по 2015 год, остальные займут по пять лет до 2025 года.
Укреплению афгано-таджикской границы со стороны Афганистана с 2005 года содействуют США. Возвращение в Таджикистан российских пограничников, которые несли здесь службу до 2005 года, пока не предусматривается. Кроме афганской проблемы в Таджикистане существуют и внутренние нерешенные вопросы. В Горном Бадахшане сильна таджикская оппозиция и радикальные исламисты. Всплеск радикальных настроений возможен во всем регионе Центральной Азии после вывода контингента МССБ из Афганистана. Это побуждает Душанбе к усилению сотрудничества с Россией и странами ОДКБ.
Правила комментирования
comments powered by Disqus